Произведения о весне. В.Бианки «Апрель», Г.А.Скребицкий «Раненые деревья
![Произведения о весне. В.Бианки «Апрель», Г.А.Скребицкий «Раненые деревья](https://i2.wp.com/znanio.ru/static/files/cache/3d/f1/3df18c545022b85a31ea6c02812faa07.jpg)
Тема: «ВЕСНА В ЛЕСУ» Г. Скребицкий
Чтение рассказа
Программное содержание
Познакомить детей с новым рассказом, учить следить за развитием действия, понимать содержание.
Учить отвечать на вопросы по содержанию.
Учить согласовывать прилагательные с существительным: весенний день, лесная капель, золотисто-розовое солнышко.
Воспитывать любовь к природе.
Индивидуальная работа.
Предварительная работа
Вести ежедневные наблюдения весенних изменений в природе. Заучивание потешек и коротких стихов о весне, рассматривание картинок. Приготовить бумагу и краски для рисования.
Ход занятия
Педагог.
Весна, весна красная
Пришла весна ясная!
Птицы громко поют
Долго спать не дают.
Какое время года наступило? - Весна. Что происходит весной в лесу, я вам прочитаю в рассказе Г. Скребицкого «Весна в лесу». Сядьте удобно, слушайте внимательно. Читает рассказ неторопливо.
Понравился рассказ? Как он называется? Кто автор?
Расскажите про солнышко, откуда оно выплыло, какое оно? - Золотисто-розовое. Дети повторяют хором и индивидуально.
Как светит солнышко? - Теплым весенним светом.
Зима совсем ушла или осталась? Почему не ушла?
Как капали первые сосульки? Дети хором повторяют кап, кап, кап.
Это лесная капель. Слова повторяют дети.
Как пела синичка в лесу? - Синичка пела звонко, посвистывая привет весне. Дети фразу повторяют вместе с педагогом, а потом самостоятельно.
Как барабанил дятел в лесу? Дети повторяют тук, тук, тук.
Расскажем о птенцах. Где родились птенцы птиц? Когда родились птенцы? Что они делали?
Педагог читает рассказ еще раз.
Педагог продолжает. - Давайте вместе порадуемся весне и поиграем. Вы будете птичками. Дети делают движения со словами, которые говорит педагог.
Прилетели птички, птички-невелички,
Все летали, все летали, крыльями махали.
Так они махали, так они летали, крыльями махали.
На дорожку прилетали, зернышки клевали.
Молодцы, детки! А теперь вспомним потешки и стихи, которые вы знаете. Дети рассказывают. «Солнышко-ведрышко, взойди поскорей...», «Птичка» А. Барто, «Утром» 3. Александровой «Оля, Оля, Олюшка встанет раньше солнышка...» и другие.
Педагог. Молодцы, ребятки. А теперь я вам расскажу стихотворение. Читает стихи 3. Александровой «Капель».
На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель. В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!»
А шубки белок и зайчат с утра мокры опять.
Но все же март, а не апрель... Чуть солнышко зайдет,
Смолкает звонкая капель и вновь на ветках лед.
Педагог продолжает. - Нарисуем, дети, весеннюйэ капель. Сосульки, а с них капают капельки.
Дети садятся за столы и рисуют красками
Познакомила детей с биографией Скребицкого Г.А. автора рассказа "Весна". Побуждала детей эмоционсально воспринимать образное содержание художественного текста, учила подбирать слова о весне.Вспомнили, какие ещё рассказы написал автор. Дала понять, что ведь весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. Чтобы привить детям любовь к природе и эта искренняя любовь к природе стала ориентиром всего жизненного пути детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. « Весна» с добавлением последующих событий».
Цели и задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить отгадывать загадку о весне, расширить знания о творчестве детского писателя Скребицкого Г.А., прочитать отрывок из рассказа «Весна», учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию, учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.
Развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные, развивать творческое воображение и логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Материал к занятию: фотография Г.А. Скребицкого, текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем. Методические приёмы: отгадывание загадки, чтение стихотворения наизусть Пожарского М.А. «Пришла весна», рассматривание иллюстраций, чтение произведения Г.А. Скребицкого «Весна», беседа, пересказ, работа с опорными картинками.
Лексический материал:
Предварительная работа: заучивание стихотворения Пожарского М.А. «Пришла весна», загадывание загадок, чтение рассказов Г.А. Скребицкого «Первые листья», «Счастливый жучок», «Весна на пороге», «Грачи прилетели», «Весна – художник», словесные дидактические игры: «Скажи иначе» (синонимы), «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи…), рассматривание иллюстраций о весне.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Организационная часть. Беседа о весне.
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: (здороваются).
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку: Снег тает, день прибывает, Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно, речь идёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна. А кто нам назовёт весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какой сейчас месяц? (апрель). – Как в народе называют этот месяц? (Апрель - снегогон или апрель- водолей). Почему? (ответы детей).
Игра «Думай, отвечай».
Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.
Сосульки (что делают?) тают на солнце.
Весной солнце (что делает?) пригревает, светит ярче.
Почки на деревьях… набухают.
Ручей … бежит, журчит, течёт.
Медведь… просыпается, выходит из берлоги.
На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины, подснежники, молодая травка.
Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые.
Воспитатель: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. В русской литературе много произведений о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожарского М. А., которое так и называется «Пришла весна».
Дети читают наизусть стихотворение:
Пришла весна.
Шумят леса, цветёт земля,
Поёт – звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна –
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна-
В гирлянде из цветов!»
II. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого Г. А.
1.Беседа о писателе.
Воспитатель: -Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого (1903 – 1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает факты из биографии.)
Георгий Алексеевич Скребицкий 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приёмный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная ещё в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…
2.Чтение рассказа Скребицкого Г.А. « Весна»
ВЕСНА.
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошёл ещё день, другой – и его уже вовсе не осталось. С пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеёк , наполнил до краёв большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели зимние квартиры в старом пне, выбрались из – под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто - куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду. Вдруг под кучей хвороста что –то зашуршало…
Воспитатель разбирает лексическое значение новых слов:
Пригорок – небольшой холм у подножия горы. Ложбинка – узкий неглубокий овраг. Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев. Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.
Воспитатель задаёт вопросы по содержанию текста: Что сделало весеннее солнце? Как побежал ручеёк? Что стало с зимними квартирами? А жучки и букашки? Что сделал тритон? Что делала ящерица на пне? А лягушки? Кто появился из – под хвороста? (Версии детей.)
Динамическая пауза «Бывает весной или нет?»
Дети встают около стульев. Они внимательно слушают приметы. Если нет – то садятся на корточки.
3. Повторное чтение рассказа, пересказ с добавлением последующих событий (Дети составляют пересказ с использованием опорных картинок.)
4.Воспитатель читает версию писателя (продолжает рассказ).
…Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках – сухая трава, листья. Выбрался ёжик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ёжик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.
III. Заключительная часть. Итог занятия.
Воспитатель спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему? Какое настроение автора вы почувствовали? Дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.
Я горжусь вами и очень рада, что с этим заданием вы справились. Посмотрите, наши старания были не напрасны. Порадовали не только меня, но и Весну.
За ваши старания она приготовила для вас сладкие волшебные подснежники.
Конспект открытого занятия для родителей
по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.
Тема: «Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. «Весна»
с добавлением последующих событий»
Провела – воспитатель Власова И.Т.
ГБОУ Д/С № 2526
Цели и задачи:
- Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить отгадывать загадку о весне, расширить знании я о творчестве детского писателя Скребицкого Г.А., прочитать отрывок из рассказа «Весна», учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию, учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.
- Развивающие : развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные; развивать творческое воображение и логическое мышление.
-
Воспитательные:
воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Материалы к занятию
:
игрушка-зайчик, фотография Г.А.Скребицкого, текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем.
Методические приемы
:
сюрпризный момент, отгадывание загадки, чтение стихотворения наизусть, рассматривание иллюстрации чтение произведения, беседа, пересказ, работа с опорными картинками.
Лексический материал:
Предварительная работа : заучивание стихотворения Пожаровой М.А. «Пришла весна», словесные дидактические игры: «Скажи иначе» (синонимы), «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи,…), рассматривание иллюстраций о весне.
Х О Д З А Н Я Т И Я:
1.Организационная часть. Беседа о весне.
Воспитатель
(показывает детям игрушку-зайчика):
Ребята, к нам в гости пришел зайчик. Он нам хочет загадать загадку. О каком времени года идет речь?
Снег тает, день прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Правильно, речь идет о весне. Именно весной заяц меняет белую шубку на серую.
А кто нам назовет весенние месяцы? (Март, апрель, май .)
Сейчас какой месяц? (Апрель.)
Как в народе называют этот месяц? (Апрель –снегогон или апрель-водолей.)
Почему? (Ответы детей .)
(Обращает внимание на иллюстрацию с весенним пейзажем.) Давайте составим предложения о весне. (Можно использовать опорные картинки).
Игра «Думай, отвечай»
Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.
Сосульки (что делают?) тают на солнце.
Весной солнце (что делает?) пригревает, светит ярче.
Почки на деревьях… набухают
Ручей… бежит, журчит, течет.
Медведь … просыпается и выходит из берлоги.
На лесных полянках появляются..(что?) первые проталины, подснежники, молодая трава.
Птицы весной…(какие?) звонкие, радостные, голосистые.
Воспитатель:
Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, теплому солнцу. В русской литературе много произведений о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожаровой М.А., которое так и называется «Пришла весна»
Дети читаю наизусть стихотворение:
Пришла весна.
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна-
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна-
в гирлянде из цветов!»
2. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. «Весна»
1) Беседа о писателе.
Воспитатель:
-
Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого (1903-1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает факты из биграфии.)
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года он со всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…
2) Чтение рассказа Скребицкого Г.А. «Весна»
В Е С Н А.
Пригрело весеннее солнце
ручеек,
жучки и букашки тритон . Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду.
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало…
Воспитатель
разбирает лексическое значение новых слов:
Пригорок – небольшой холм у подножия горы.
Ложбинка – узкий неглубокий овраг.
Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев.
Хворост –
сухие опавшие тонкие сучья.
Воспитатель
задает вопросы по содержанию текста:
Что сделало весеннее солнце?
Как побежал ручеек?
Что стало с зимними квартирами?
А жучки и букашки?
Что сделал тритон?
Что делала ящерица на пне? А лягушки?
Кто появился из-под хвороста? (Версии детей.)
Динамическая пауза «Бывает весной или нет?»
Дети встают около стульев. Они внимательно слушают приметы. Если бывает весной, то хлопают. Если нет – то садятся «на корточки»
3) Повторное чтение рассказа, пересказ с добавлением последующих событий
Дети составляю пересказ с использованием опорных картинок.
4) Воспитатель читает версию писателя(продолжение рассказа).
…Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках- сухая трава, листья, Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.
3. Заключительная часть. Итог занятия.
Воспитатель спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему?
дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.
Литература:
О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей.
Скребицкий Георгий Алексеевич
Пригрело весеннее солнце . На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой– и его уже вовсе не осталось.
С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
Опустели зимние квартиры в старом пне, выбрались из-под коры жучки и букашки , расправили крылышки и полетели кто-куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон . Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду.
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало…завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках- сухая трава, листья, Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поуд
Рассказ о красоте каждого времени года. О красоте и привлекательности зимы, весны, лета и осени. Рассказы для домашнего чтения. Рассказы для внеклассного чтения.
Четыре художника. Автор: Георгий Скребицкий
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна , Лето и Осень; сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».
Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.
«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу,— решила она.— Не должно видеть её, пока не закончу».
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Оденься и ты, косой, в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры — рябчики и тетерева — бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.
Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!
Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины... А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.
Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой — глаз от неё оторвать не может.
Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.
«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей,— ворчит Зима.— А мне пора и на отдых».
Приступил к работе другой художник — Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему! »
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Май-ские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.
Вот на сучке берёзы, возле ствола,— гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве — сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!
Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.
А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.
Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы — птички, по прозвищу ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили — это вход в гнездо.
И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!
Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.
А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им отроду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.
Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?
Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой...
Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами...
Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.
«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей,— говорит Весна.— А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».
Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее». Так и сделало.
Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.
«Пусть,— думает Лето,— в моей картине всё будет спелым, созревшим». Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились до самой земли.
В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.
«Пускай в светлом березняке,— решило Лето,— растут подберёзовики с серыми корешками в коричневых шапочках, а в осиннике — подосиновики». Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.
Немало ещё самых различных грибов появилось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята... А на полянах, будто цветы расцвели, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухоморы.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу — сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.
Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.
Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.
Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире — заречные дали, ещё бескрайней — просторы родной земли.
Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.
А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.
Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?
А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.
Конспект урока по чтению 2 класс
ТЕМА: Г. Скребицкий «Весна в лесу».
ЦЕЛИ:
Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с
произведениями о природе; формировать читательские умения (определять жанр,
тему произведения и идею произведения); учить работать с текстом; формировать
навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
Развивающие: развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
развивать художественно творческую активность; развивать образное
воображение, внимание, память, мышление; развивать умение мотивировать свой
ответ; обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте и т.д.).
Воспитывающие: формировать познавательную активность учащихся; воспитывать
речевую культуру; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе
и ко всему живому; обучать правильному поведению и деятельности в природе.
Учебные материалы: учебник по литературному чтению для 2 класса
Ход урока:
Орг. момент. Создание эмоционального настроя.
У. Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Сообщение темы и целей урока. Загадка.
Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке,
если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о
родной природе, о весне.
Ученики читают приметы; пословицы; стихи о весне.
Закличка о весне. (хором).
Работа над новым материалом.
Первичное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна в лесу».
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна в лесу» по учебнику хорошо читающим
учащимся или учителем вслух.
4.Первичное впечатление. Беседа по прочитанному. Работа с текстом.
Понравилось вам произведение? Какие слова были непонятны?
Как ведут себя птенцы весенним утром?
Прочитай описание весеннего утра в лесу.
5.Активизация творческого воображения детей.
Давайте вместе с художникомВесной войдем в лес и посмотрим, какие краски
взяла с собой она и какие картины она нарисовала. Рассмотрим картину. Что
сделала Весна?
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чутьчуть тронула зеленью веточки
берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки.
Попробуйте представить эту картину.
Что мы видим?
I.
II.
Ученик. Я вижу, как Весна идет по лесу и тонкой кисточкой чуть
притрагивается нежно к деревьям. И сразу веточки берез стали нежно
зелеными, а на осинах очень красиво повисли длинные розовые и серебряные
сережки.
Тебе нравится эта картинка?
Ученик. Да, очень красиво стало в лесу, темные деревья стали светлыми, в лесу
стало веселее.
Весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала, что ей
нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень красивые картины.
Прочитайте строчки из этого произведения, которые вам понравились больше
всего.
Скажите, вызвало ли у вас это произведение какието чувства? Какие?
(приятные, восторг, любовь…)
А как вы считаете, какие чувства хотел автор передать нам в этом произведении?
Нравится ли ему это время года?
Работа в рабочей тетради.
.VI. Закрепление пройденного материала.
1.Повторное чтение.
Обобщение:
Картины эти образные, созданы с помощью художественных средств. Автор
изображает весну как живое существо и использует слова, которые помогают нам
представить художественный образ, а не просто передают факт. Кроме того, это
произведение вызывает у нас определенные чувства: весна нам нравится, она очень
красива.
4.Беседа об охране природы.
Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц?
Ученик: выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека
насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.
Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.
Как вы думаете, почему надо беречь цветы?
Нарвать букет ландышей или других цветов это плохо. Цветы быстро завянут. И
их выбросят. Если будешь рвать букеты, нанесешь вред природе. Они быстро
исчезнут. Помните старую истину – цветок намного красивее в природе, чем в
букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений
550 из них на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы
сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и
принесут пользу, например: пчелы – вкусный сладкий мед. Постарайтесь, пребывая
на природе, пользоваться правилом: прежде чем чтото сделать, подумай, не
навредишь ли ты природе.
Итог урока. Рефлексия.
Чем занимались на уроке? Произведение какого автора, вы сегодня читали? Каков
жанр этого произведения?
Оцените свое настроение в оценочных листах.
Домашнее задание: прочитать рассказ, нарисовать рисунки к рассказу
Г.Скребицкого «Весна в лесу».