Одоевский городок в табакерке коротко. Городок в табакерке
Отец подозвал к себе маленького сына Мишу и показал ему красивую черепаховую табакерку. На её крышке был изображён город с золотыми домами, башенками и деревьями. Над городом вставало солнце, от которого по небу расходились розовые лучи.
Папа сказал, что городок называется Динь-Динь, дотронулся до пружинки, и тут же в табакерке заиграла музыка, а солнышко начало двигаться по небу. Когда оно зашло за пригорок, ставни в домиках закрылись, на небе засияли звёзды и месяц, а «от башенок потянулись синеватые лучи».
Мише захотелось попасть в этот городок. Он спросил папу, кто там живёт. Тот ответил, что жители города - колокольчики, и поднял крышку табакерки. Миша увидел множество колокольчиков, молоточков и начал расспрашивать отца, как работает табакерка. Папа предложил Мише подумать и догадаться самому, только попросил не трогать пружинку - если она сломается, музыка перестанет играть.
Миша долго сидел над табакеркой и думал.
Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого.
Вдруг внизу табакерки отворилась дверца, из неё выбежал мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке и поманил Мишу к себе. Миша подбежал к дверце и удивился: она пришлась ему точно по росту. Мальчики-колокольчики были жителями городка в табакерке. Они узнали, что Миша хочет побывать у них, и решили его пригласить.
Мальчик-колокольчик повёл Мишу через своды, сделанные из пёстрой тиснёной бумаги. Миша заметил, что далеко впереди своды становятся совсем маленькими, и сказал своему провожатому, что он не проберётся через них даже ползком.
Повторяя «динь-динь-динь», мальчик-колокольчик объяснил, что издали все предметы кажутся маленькими. Миша вспомнил, как недавно хотел нарисовать папу, сидящего в отдалении от мамы, но у него ничего не вышло, поскольку он не знал о законах перспективы.
Мальчик-колокольчик начал смеяться над Мишей, тому стало досадно, и он сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам, даже таким красивым, как «динь-динь-динь». Теперь досадно стало мальчику-колокольчику.
Наконец, мальчики вошли в городок. Миша видел, что в домиках сидят мальчики-колокольчики разных размеров, и подумал, что это ему кажется издали, а на самом деле они все одинаковые. Но мальчик-колокольчик объяснил, что они и вправду разные. У больших колокольчиков голос потолще, а у маленьких - более звонкий. Потом он упрекнул Мишу в том, что тот смеялся над его поговоркой: «Иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться».
Мишу окружили мальчики-колокольчики и начали жаловаться на свою жизнь. Никакого дела у них нет, из городка выходить им нельзя, а играть целый день очень скучно.
Ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.
Да и злые дядьки-молоточки донимают - ходят по городу и постукивают мальчиков-колокольчиков.
Миша оглянулся и увидел на улице господ с тоненькими ножками и длинными носами. Они ходили и шептали: «Тук-тук-тук! Поднимай! Задевай!». Миша подошёл к ним и вежливо спросил, зачем они колотят бедных мальчиков-колокольчиков.
Дядьки-молоточки ответили, что делать это им велит надзиратель. Мальчики-колокольчики подтвердили, что есть у них надзиратель, господин Валик, но он добрый, целый день лежит в халате на диване и их не трогает.
Миша отправился к надзирателю и увидел на его халате множество крючочков. Он переворачивался с боку на бок и цеплял этими крючочками дядек-молоточков, а те стучали по мальчикам-колокольчикам. Миша спросил господина Валика, зачем он это делает, но тот, приговаривая «шуры-муры», ответил, что ему не до чего нет дела.
Миша пошёл дальше и увидел золотой шатёр, в котором лежала царевна Пружинка. Она сворачивалась, разворачивалась, толкала в бок надзирателя и приговаривала «зиц-зиц-зиц». Миша стал её расспрашивать, и царевна объяснила: если она перестанет толкать надзирателя, он не станет цеплять дядек-молоточков, те перестанут стучать по мальчикам-колокольчикам, и музыка смолкнет.
Миша решил проверить, правду ли говорит царевна, и прижал её пальцем. Пружинка тут же развилась, валик закрутился, молоточки застучали и всё умолкло. Миша вспомнил, что папа просил не трогать пружинку, испугался и... проснулся.
Мальчик рассказал родителям свой чудесный сон. Папа похвалил сына за то, что тот почти понял устройство табакерки, и добавил, что Миша узнает больше, когда станет изучать механику.
«Городок в табакерке» характеристика Миши и других героев кратко изложенная в этой статье.
Был не только основателем музыкознания, но и гениальным мыслителем и писателем. Он писал даже сказки для детей. Самая известная из них это «Городок в табакерке». Сказка рассказывает историю о том, как однажды папа подарил своему сыну табакерку. Малышу захотелось узнать как работает игрушка и он загорелся желанием попасть внутрь нее. Однажды случилось чудо: к нему вышел мальчик-колокольчик и пригласил Мишу в табакерку. Главній герой сказки «Городок в табакерке» много чего узнал об устройстве табакерке, но как проснулся, понял, что это был всего лишь сон.
Характеристика героев сказки «Городок в табакерке»
- Миша – главный персонаж сказки. Он немного упрямый, так как не послушался папу и самостоятельно отправился в городок, расположенный в табакерке. Но вместе с тем Миша любопытный и любознательный, добрый и находчивый, честный и добрый. Попав в чудесную страну табакерки по приглашению мальчика-колокольчика, Миша стал изучать устройство игрушки. Он смог разобраться в сложном механизме. Но, к сожалению, все это только приснилось мальчику.
- Папенька – второстепенный персонаж. Проявил себя как заботливый и умный отец мальчика Миши. Он старался, чтобы сын вырос честным и образованным человеком. Именно папенька подарил Мише музыкальную игрушку – табакерку. Открыв крышку, он оставил мальчика с ней наедине, дабы сын проявил сообразительность и самостоятельно разобрался с механизмом устройства.
- Мальчики-колокольчики – второстепенные персонажи. Это маленькие жители табакерки. Они помогли мальчику понять, как работает музыкальная игрушка: мальчики-колокольчики объяснили Мише законы перспективы в рисовании, физические законы; дали общую характеристику механизма. Жители табакерки работают для того, чтобы в ней играла музыка.
- Дядьки-молоточки – второстепенные персонажи. Они постоянно занимаются тем, что беспрестанно стучат по колокольчикам. Эти тощие господа имеют длинные носы и тонкие ножки. Они зависят от Валика — надзирателя, который их цепляет крючочками. Мальчики-колокольчики считают молоточков нехорошими и злыми.
- Валик – второстепенный персонаж. Это надзиратель, который приводит в движение молоточки, лежа на диване. Себя он считает добрым надзирателем.
- Царевна Пружинка. Является главной частью механизма музыкальной табакерки. Она приводит все устройство в движение, и музыкальная табакерка начинает играть. Царевна Пружинка толкает валик, который цепляется за молоточки, те стучат по колокольчикам, и играет музыка. Если пружинку испортить, то музыкальная игрушка станет негодной. Мальчик Миша решил проверить, так ли это. Он прижал Царевну Пружинку и она вылетела из табакерки. Мишенька так испугался от того испортил игрушку и проснулся.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали краткую характеристику героев сказки Городок в табакерке.
Сказка «Городок в табакерке» Одоевского была написана в 1834 году. Это одно из лучших произведений писателя, в котором он в оригинальной, сказочной форме воспроизвел принципы построения любого государства.
Главные герои
Миша – любознательный, воспитанный мальчик.
Другие персонажи
Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, господин Валик, царевна Пружинка – жители музыкальной табакерки.
Отец Миши – заботливый, терпеливый мужчина, уделявший много внимания развитию сына.
Однажды отец Миши подозвал к себе сына, и показал ему табакерку. Она была красивая, « пестренькая, из черепахи ». Крышка ее была настоящим произведением искусства: на ней располагались ворота, башенки, многочисленные домики и деревья, за которыми вставало солнце с длинными розовыми лучами.
От отца Миша узнал, что название этого удивительно прекрасного города – Динь-динь. Папенька тронул какую-то пружинку, и неожиданно по комнате полились звуки чарующей музыки, а солнышко стало двигаться по небосклону. Когда же оно полностью скрылось за пригорком, на небе появился « месяц рогатый » и звездочка.
Мише страстно захотелось попасть в этот город, чтобы « узнать, что там делается» . От отца он узнал, что там живут колокольчики. Когда же мальчик заглянул под крышку табакерки, он увидел « колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса ». Миша принялся расспрашивать папеньку, как устроена табакерка, как она работает. Тот предложил сыну внимательно ее осмотреть и самостоятельно отгадать принцип ее работы. Он только попросил не трогать одну пружинку – « иначе всё изломается ».
Миша долго сидел над табакеркой, пытаясь понять, как же играет музыка. Неожиданно в ней отворилась дверца, из которой выбежал « мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке ». Он поманил к себе Мишу, и тот с удивлением обнаружил, что стал таким же крошечным, как и мальчик из табакерки.
В городе жили и другие мальчики-колокольчики. Узнав о том, что Миша хотел побывать у них, они решили его пригласить и показать, как они живут. Новый знакомый повел Мишу через своды из пестрой тисненой бумаги. Мальчик был уверен, что он ни за что на свете не пролезет через маленькие и узкие своды, расположенные вдали, но колокольчик успокоил его. Он объяснил Мише, что « вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь - большое ».
Миша вспомнил, как недавно хотел нарисовать родителей: маменька возле него играла на рояле, а папенька сидел на другом конце комнаты и читал книжку. Однако у него ничего не вышло, поскольку тогда он еще не знал о законах перспективы.
Миша и его провожатый продолжили свой путь, и вскоре вышли на большую и просторную городскую улицу. Ее заполняли мальчики-колокольчики самых разных размеров: те, кто был потолще и покрупнее, издавали низкие звуки, а самые маленькие колокольчики были самыми звонкими в городе.
Увидев Мишу, мальчики-колокольчики окружили его и принялись жаловаться на свою жизнь. У них не было ни уроков, ни занятий, ни родителей, а играть целый день напролет им было очень скучно. К тому же их регулярно поколачивали злые « дядьки-молоточки », и самым звонким колокольчикам доставалось больше всех.
Мише стало жалко своих новых друзей. Он подошел к молоточкам и вежливо поинтересовался, зачем же они колотят мальчиков. Дядьки-молоточки ответили, что действуют так по указу надзирателя – господина Валика. Колокольчики же не могли на него пожаловаться – он целыми днями лежал на диване и никого не трогал.
Подойдя поближе к Валику, Миша заметил, что его халат был увешан множеством крючков. Переворачиваясь с боку на бок, он цеплял этими крючками молоточки, а те, в свою очередь, стучали по мальчикам-колокольчикам. Набравшись храбрости, Миша подошел к Валику и попросил его не цеплять крючками дядек-молоточков. Надзиратель ответил, что это его совершенно не касается, и над ним тоже есть власть.
Миша отправился дальше, и вскоре увидел золотой шатер, в котором располагалась царевна Пружинка. Она непрестанно сворачивалась и разворачивалась, толкая в бок надзирателя. В свою очередь, тот цеплял дядек-молоточков, которые стучали по мальчикам-колокольчикам. Благодаря всем этим действиям и звучала музыка из табакерки.
Желая проверить правдивость слов Пружинки, Миша прижал ее пальцем. В результате нежный механизм был сломан, музыка прекратилась. Миша « вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинки, испугался и… проснулся ». Он рассказал родителям свой необыкновенный сон. Отец похвалил сына за любознательность и добавил, что он узнает больше, когда станет изучать механику.
Заключение
Произведение учит тому, что не нужно делать скоропалительных выводов. Чтобы понять суть какого-то явления, нужно хорошенько разобраться в нем.
После ознакомления с кратким пересказом «Город в табакерке» рекомендуем прочесть рассказ В. Одоевского в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 300.
В 1834 году Владимир Федорович Одоевский написал сказку "Городок в табакерке", краткое содержание которой представлено ниже. Это прекрасное произведение, которое говорит о важности получения новых знаний. Дети, прочитав эту сказку, знакомятся с удивительным миром механики.
Волшебная табакерка
Этот городок назывался Динь-динь. Отец нажал на пружинку, и послышались звуки чудесной мелодии, а солнце стало двигаться по небу. Когда же оно спряталось на небосклоне, на небе зажглись звезды и засиял месяц. Все это было похоже на сказку.
Предупреждение отца
Продолжается краткое содержание "Городка в табакерке" тем, что Миша захотел попасть в этот необычный городок. Мальчик поинтересовался у отца, кто его жители. Отец ему ответил, что в нем обитают колокольчики. Он приподнял крышку табакерки.
Ребенок увидел колокольчики, молоточки. Заинтересовавшись устройством, он спросил у отца как же городок приходит в движение. Папа ответил Мише, что пускай он попробует сам обо всем догадаться. Только предупредил его, чтобы он не трогал пружинку, потому что если ее повредить, то музыка больше не будет играть.
Жители городка
Мальчик подошел и был удивлен: дверца-то оказалась подходящей ему по росту! Незнакомец-колокольчик оказался жителем этого городка. В нем жили такие же колокольчики, которые услышали, что Миша хотел посетить городок, и решили позвать его к себе в гости.
Мальчик-колокольчик провел Мишу через бумажные своды, которые становились все меньше и меньше. Герой засомневался, сможет ли он пройти через них. Колокольчик, постоянно повторяя "динь", объяснил, что вдалеке предметы всегда кажутся меньше. Когда-то герой хотел нарисовать своих родителей: папу, а в некотором отдалении от него маму. Но у него ничего не получилось, потому что в то время он еще ничего не знал о таком понятии, как перспектива.
Колокольчика позабавила эта история и он засмеялся, Миша обиделся. И, в свою очередь, заметил, что не нужно часто использовать в речи поговорки. Мальчику-колокольчику тоже стало обидно. Миша увидел, что в городке живут такие же колокольчики, отличающиеся размером. Сначала он решил, что это ему только кажется из-за перспективы. Но его провожатый объяснил, что они на самом деле разные. У больших голос звучит громче и «тяжелее», а у маленьких он звонкий. Мальчик-колокольчик сказал Мише, что и у любителей поговорок можно чему-нибудь научиться.
Знакомство с молоточками
Далее в кратком содержании "Городка в табакерке" Одоевского рассказывается о том, как Миша познакомился с влиятельными молоточками. Новые знакомые стали жаловаться своему гостю на то, что им нечем заняться, покидать городок нельзя, а музыка уже им надоела. А злобные дядьки-молоточки ходят и стучат по ним.
Миша увидел как по городку прогуливаются важные господа на тонких ножках и с длинными носами. Гость подошел к ним и поинтересовался, за что они колотят мальчиков-колокольчиков. Они ответили, что они выполняют поручение другого важного господина. Колокольчики подтвердили, что это правда, этого господина зовут Валик.
Валик и царевна Пружинка
Далее в кратком содержании сказки "Городок в табакерке" рассказывается о том, что Миша знакомится с Валиком. Мальчики-колокольчики сказали ему, что это добрый, но ленивый господин, он только и делает, что лежит в халате. На его халате Миша увидел большое количество крючков.
Переворачиваясь с боку на бок, он задевал ими молоточки, которые, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Гость спросил, для чего он это делает. Но Валик сказал, что ему ни до чего нет дела. Миша увидел красивый шатер, в котором находилась царевна Пружинка. Она все время двигалась и толкала в бок Валика.
Мальчик спросил, а для чего она это делает. Царевна ответила, что если она не будет приводить в движение господина Валика, то молоточки тогда не будут стучать по колокольчикам. А если они звенеть не будут, то и музыки чудесной не будет.
Волшебный сон
Далее в кратком содержании "Городка в табакерке" рассказывается о том, что мальчик решил проверить, а не обманула ли его царевна, и прижал ее пальцем. И тут же валик сильно закрутился, молоточки сильнее застучали, и музыка стихла. И тут Миша вспомнил о запрете отца, испугался и вдруг проснулся.
Миша поведал родителям о волшебном сне. Отец похвалил своего сына за его любознательность и стремление самостоятельно понять, как все устроено. Он сказал, что мальчик почти понял механизм табакерки, а больше он узнает тогда, когда будет изучать механику.
Можно читать и краткое содержание "Городка в табакерке" Одоевского, но оригинал позволит прочувствовать все волшебство этой прекрасной истории. Это была одна из первых научно-познавательных детских книг. Эта сказка еще удивительна и тем, что в ней затрагивается необычная тема - механика. Ее основные закономерности раскрываются на примере устройства прекрасной табакерки.
Главной целью этой сказки является стремление показать ребятам, насколько удивителен и прекрасен мир науки. Ее явления и закономерности кажутся детскому уму настоящим волшебством. В. Ф. Одоевский известен тем, что увлекался необычными теориями. Он писал в жанре фантастического романтического рассказа.
Его сказка о волшебной табакерке и ее жителях тоже имеет черты романтизма и фантастики. Возможно, именно поэтому она так понравилась детям своим сочетанием науки и волшебства. Позже, в 1976 году, по этой сказке был снят фильм "Шкатулка с секретом". В советскую эпоху именно это сочинение Одоевского публиковалось чаще всего. Возможно, именно поэтому оно является самым известным из творчества Владимира Федоровича. Оно поощряет детские фантазии и подталкивает детей к познанию мира, стремлению получить новые знания.
Удивительную сказку о приключениях обитателей маленького городка, расположенного в миниатюрной коробочке для хранения табака, придумал известный литератор и общественный деятель XIX столетия В. Ф. Одоевский. В вымышленном мире царят свои законы и порядки. Маленький мальчик, случайно попавший туда, пытается разобраться в удивительных хитросплетениях игрушечного механизма, и в то же время не навредить уникальным жителям.
Впервые это произведение было издано в 1834 году, однако до сих пор будоражит воображение малышей, а его сюжет вызывает неподдельный интерес. Автор сделал все, чтобы повествование понравилось детям, и ему это удалось. По своему необычному сюжету рассказ напоминает произведения немецкого сказочника Т.А. Гофмана.
Краткий пересказ сказки «Городок в табакерке» часто задают в школе.
Пересказ сказки «Городок в табакерке»: краткое изложение
Главным героем произведения выступает не вымышленный персонаж, а вполне обыкновенный маленький мальчуган по имени Миша. Отец вручает ему необычный и очень интересный подарок – табакерку, которая при поднятии крышки начинает играть различные мелодии. Волшебная коробочка затейливо украшена снаружи; не менее занимательные вещи таятся и внутри нее.
Познакомиться поближе с устройством механизмом и принципами его работы Миша смог во сне. Проснувшись, он был рад, что главная пружина осталась целой, а его шалость (когда мальчик нечаянно уронил шкатулку) не стала причиной несчастий обитателей маленького мира.
Ниже приведен приблизительный план пересказа сказки «Городок в табакерке» , по которому будет легко ориентироваться школьникам при выполнении домашнего задания.
В чем смысл произведения?
Из каждого произведения, даже фантастического, ребенок сможет вынести для себя нечто полезное и ценное. Это верно подметил в свое время Одоевский, когда начал сочинять произведения для детей. Малыши любят не только побегать, попрыгать и поиграть. Они могут также:
- размышлять (порой поражая взрослых глубиной мысли);
- открывать что-то новое для себя;
- быть чуткими и отзывчивыми, сопереживать сказочным героям;
- рассуждать, делая интересные и неожиданные выводы.
Вот почему в школе часто задают как домашнее задание пересказ сказки «Городок в табакерке» 4 класс.
Примерный план краткого пересказа сказки «Городок в табакерке» выглядит так:
- О чем мечтал главный герой?
- Описание волшебного подарка – шкатулки.
- Приключения Миши во сне:
- встреча с мальчиком-колокольчиком;
- кто такие дядьки-молоточки, их роль;
- функции надзирателя;
- описание Царевны Пружинки;
- что влечет за собой сбой в работе механизма (если его сломать)?
- Пробуждение Миши и его выводы.
Смысл произведения заключается в том, чтобы сохранить в целости и сохранности любимые вещи, которыми ребенок хочет пользоваться и дальше. Прежде чем что-либо сделать, подумай, не навредишь ли ты! Все в нашем мире взаимосвязано: достаточно сломать одну деталь, и в негодность придет целый механизм. А ведь от этого могут зависеть и чьи-то судьбы!
«Городок в табакерке» мультфильм: смотреть онлайн
Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!