Минин и Пожарский — кто они такие, что сделали на самом деле.
Достаточно вспомнить обстоятельства его образования, чтобы согласиться с этим. Ополчение собралось на восьмой год Смуты в стране, дотла разоренной и обессиленной бесконечной гражданской распрей, в тот момент, когда, казалось, уже невозможно было найти никакой объединяющей идеи. И именно тогда, когда среди национальной элиты не осталось ни одного авторитетного лица, когда не только отдельные личности, но целые слои общества показали свою неспособность овладеть ситуацией, начинается движение снизу - города и земства пересылаются и договариваются между собой; не бояре, дворяне или казаки, а простые посадские люди берутся за спасение Отечества. «Черная кость», нижегородский купец Кузьма Минин вдруг оказывается в центре событий. Именно он, вслед за патриархом Термогеном, высказывает простую и понятную каждому русскому идею о спасении веры и православных святынь. И вокруг этой идеи начинаются кристаллизоваться все патриотические силы. В разоренной стране он находит деньги, оружие, провиант и таким образом подводит под все предприятие прочный экономический фундамент.
А когда ополчение уже формируется и возникает нужда в военном вожде, на кого обращается взор земских людей? На князя Пожарского! - представителя захудалого и небогатого рода, никогда не игравшего в русской истории значительной роли. Почему же такое предпочтение? Быть может, Пожарский был отмечен какиминибудь личными достоинствами? Да, отмечен - правда, всего одним, но немаловажным - он был честный служака, никогда не кривил душой и всегда был верен долгу. Во всем остальном он совершенно ординарная личность - не трибун, не блещет способностями и даже полководец довольно посредственный. И все же земские люди не ошиблись в своем выборе - Пожарский, подобно Минину, не гнушаясь каждодневной черновой работы, стал служить земскому ополчению так же верно и честно, как прежде служил Годунову, Дмитрию или Шуйскому. Несмотря на полученную им диктаторскую власть, в его поступках нет никакой личной интриги, никакого выпячивания своего «я», никакого стремления тем или иным способом закрепить свое исключительное положение. Эта скромность, быть может, есть самая поразительная черта в вождях второго ополчения. Минин и Пожарский собрали ратных людей, освободили от поляков столицу, созвали Земский собор, положивший конец Смуте, дали взрасти новой государственности и, сделав свое дело, отступили в сторону, отдав власть другим.
Конечно, они получили награды, но не слишком большие. Им даровали чины и звания, но не очень высокие. Они скромно стушевались в толпе знатных бояр и князей, явившихся вокруг нового царя и окруживших его плотным кольцом. (Точно так же - заметим в скобках - повело себя и выдвинувшее их сословие -- сыграв свою роль, оно тихо сошло со сцены). Ничем особым современники не воздали Минину и Пожарскому, да, наверно, и не могли воздать. Но тем большей была их посмертная слава у последующих поколений, для которых сами имена их стали символом скромного, неброского, самоотверженного патриотизма, такого патриотизма, который в России всегда умели ценить и отличать.
Дмитрий Пожарский родился в ноябре 1578 г в семье князя Михаила Федоровича Пожарского Предками Пожарских были удельные князья Стародубские (младшая ветвь Владимиро-Суздальских князей), но им мало чего перепало от их прежнего величия С течением времени небольшая Стародубская волость оказалась поделенной на множество маленьких вотчин между многочисленными представителями обособившихся и обедневших семей, так что, несмотря на свое происхождение от Рюрика и Юрия Долгорукого, Пожарские числились в ряду захудалых фамилий и даже не попали в Разрядные книги.
Отец Дмитрия умер, когда ему было всего девять лет Мать - Мария Федоровна, урожденная Берсенева-Беклемишева - переехала вскоре после этого в Москву, где у Пожарских был свой дом на Сретенке С 1593 г князь Дмитрий начал службу при государевом дворе царя Федора Ивановича Поначалу он был «стряпчим с платьем», в обязанности которого входило под присмотром посгельничего подавать туалетные принадлежности при облачении Царя или принимать одежду с прочими вещами, когда царь раздевается. В те годы, еще в очень молодых летах, он женился В начале царствования Бориса Годунова князя Пожарского перевели в стольники Он получил поместье под Москвой и затем был отправлен из столицы в армию на литовский Рубеж. После смерти Годунова Пожарский присягнул царевичу Дмитрию. В продолжение всего его короткого царствования он оставался а тени. Только при следующем царе - Василии Шуйском - Пожарского назначили воеводой, и он получил под начало конный отряд. Верность его в боях с тушинцами вскоре была замечена. За исправную службу царь пожаловал ему в Суздальском уезде село Нижний Ландех с двадцатью деревнями. В жалованной грамоте между прочим говорилось: «Князь Дмитрий Михайлович, будучи в Москве в осаде, против врагов стоял крепко и мужественно, и к царю Василию и к Московскому государству многую службу и дородство показал, голод и во всем оскудение и всякую осадную нужду терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на какую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякие шатости». В 1610 г. царь назначил Пожарского воеводой в Зарайск. Прибыв в эту крепость, он узнал о низложении Шуйского заговорщиками во главе с Захарием Ляпуновым и поневоле вместе со всем городом целовал крест польскому королевичу Владиславу.
Но вскоре прошел слух, что московские бояре во всем предались полякам и делают все по их указке, что король Сигизмунд сына своего в Россию не отсылает, а хочет сам царствовать над Русью, двинулся на русские пределы со своей ратью и осадил Смоленск. Тогда по всем русским городам стало подниматься волнение и возмущение. Повсюду говорили, что пора вставать за Отечество и православную веру. Общие настроения выразил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, который писал в своих воззваниях: «Встанем крепко, примем оружие Божие и щит веры, подвигнем всю землю к царствующему граду Москве и со всеми православными христианами московского государства учиним совет: кому быть на московском государстве государем. Если сдержит слово король и даст сына своего на московское государство, крестивши его по греческому закону, выведет литовских людей из земли и сам от Смоленска отступит, то мы ему государю, Владиславу Жигимонтовичу, целуем крест и будем ему холопами, а не захочет, то нам всем за веру православную и за все страны российской земли стоять и биться. У нас одна дума: или веру православную нашу очистить или всем до одного помереть».
В скором времени между Пожарским и Прокопием Ляпуновым установилась крепкая связь. В 1611 г. Пожарский из Зарайска даже ездил выручать Ляпунова, осажденного в Пронске московским войском и запорожскими ка заками. Затем он отбил московского воеводу Сунбулова, который ночью попытался захватить Зарайск и уже овладел посадами. После победы, оставив крепость на помощников, Пожарский тайком отправился в захваченную поляками Москву, где начал подготовлять народное восстание. Оно началось стихийно 19 марта 1611 г. Зная, что к столице направились большие силы, прослышав о продвижении Ляпунова из Рязани, князя Василия Мосальского из Мурома, Андрея Просовецкого из Суздаля, Ивана Заруцкого и Дмитрия Трубецкого из Тулы и Калуги, ополченцев из Галича, Ярославля и Нижнего Новгорода, москвичи не стали дожидаться освободителей, а сами взялись за дреколье. Схватка завязалась в торговых рядах Китай-города и быстро распространилась по Москве. На улицах вырастали завалы, закипели кровавые бои на Никитинской улице, на Арбате и Кулишках, на Тверской, на Знаменке и в Чертолье. Чтобы остановить мятеж, поляки были принуждены поджечь несколько улиц. Раздуваемое сильным ветром, пламя к вечеру охватило уже весь город. В Кремле, где заперся польский гарнизон, ночью было светло как днем. В таких условиях, среди огня и дыма, Пожарскому пришлось сражаться с поляками, имея под началом всего лишь кучку верных ему людей. Рядом со своим домом на Сретенке, на собственном дворе он приказал построить острожец, надеясь продержаться в Москве до прихода Ляпунова. В первый день восстания, соединившись с пушкарями из расположенного поблизости Пушечного двора, Пожарский после ожесточенного боя заставил отступить наемников-ландскнехтов в Китай-город. На второй день поляки подавили восстание во всем городе. К полудню держалась только Сретенка. Не сумев взять острожец штурмом, поляки подпалили окрестные дома. В завязавшемся последнем бою Пожарский был тяжело ранен в голову и ногу и потерял сознание. Его вынесли из Москвы и переправили в Троице-Сергиеву обитель на лечение.
За три дня боев большая часть Москвы сгорела. Торчали только стены Белого города с башнями, множество почерневших от дыма церквей, печи уничтоженных домов и каменные подклети. Поляки укрепились в Кремле и Китай-городе. Уже после подавления восстания к Москве стали подходить запоздавшие рати первого ополчения. Они осадили Кремль и Китай-город и начали ожесточенные схватки с поляками. Но с первого же дня между вождями ополчения возникли раздоры. Казаки, недовольные строгостями Ляпунова, 25 июля убили его. Предводителями ополчения после этого стали князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий, которые провозгласили наследником престола «воренка» - сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II.
Кузьма Минин был старше князя Пожарского на десять или пятнадцать лет. Детство его прошло в двадцати верстах от Нижнего Новгорода, в городке Балахне на Волге. Кузьма рос в многодетной семье балахнинского соледобытчика Мины Анкудинова. Отец его считался состоятельным человеком - имел за Волгой три деревни с 14 десятинами пахотной земли и 7 десятинами строевого леса. Кроме того, хороший доход давал ему соляной промысел. Никаких достоверных сведений о детстве и юности Минина до нас не дошло. В зрелые годы он владел лавкой на нижегородском торгу, «животинной бойницей» под стенами кремля и слыл богатым и почитаемым горожанином. В 1611 г., в самый разгар Смутного времени, нижегородцы избрали его земским старостой. Сообщают, что незадолго до выборов Минину явился во сне чудотворец Сергий Радонежский и повелел собирать казну для войска, чтобы идти на очищение Московского государства. Сделавшись старостой, Минин сразу стал вести с горожанами разговоры о необходимости объединяться, копить средства и силы для освобождения Отечества. От природы у него был дар красноречия, и он нашел среди сограждан немало сторонников. Собрав нижегородцев в Спасо-Преображенском соборе, Минин горячо убеждал их не оставаться в стороне от тягот России. «Буде нам похотеть помочи Московскому государству, - говорил он, - ино не пожалети животов своих; да не токмо животов своих, ино не пожалеть и дворы свои продавать, и жен и дети закладывать; и бити челом, кто бы вступился за истинную православную веру, и был бы у нас начальником». Нижегородцы, тронутые его словами, тут же всенародно приговорили начать сбор средств на ополчение. Первым внес свою долю Минин, по словам летописца, «мало что себе в дому своем оставив». Его примеру последовали другие. Минину поручили ведать сбором добровольных пожертвований - не только с горожан, но и со всего уезда, с монастырей и монастырских вотчин. Когда оказалось, что многие не спешат расстаться со своим имуществом, нижегородцы дали своему старосте полномочия облагать жителей любыми податями вплоть до изъятия имущества. Минин велел брать по пятой части от всего имущества. Большую помощь оказали ему богатые купцы и предприниматели. Одни Строгановы прислали на нужды ополчения около 5000 рублей - огромную по тем временам сумму. На собранные деньги нижегородцы стали нанимать охочих служилых людей, обещая им «корм и казну на подмогу давати». Подумали они и о воеводе. Перебрав множество имен, горожане остановили свой выбор на герое московского восстания князе Пожарском.
Поначалу князь ответил отказом. Однако нижегородцы не захотели отступать и послали к Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия. Пожарский, которого, по его словам, «вся земля сильно приневолила», должен был дать согласие. С тех пор у ополчения стало два вождя, и в народном восприятии имена Минина и Пожарского слились в одно нерасторжимое целое. Благодаря их решительным действиям и полному согласию между собой Нижний вскоре стал центром патриотических сил всей России. На его призывы откликнулось не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье, Сибирь и отдаленные украинские земли. Город обратился в ратный стан. Со всех сторон потянулись сюда служилые дворяне. Первыми приехали смоляне, потом явились коломенцы и рязанцы, спешили из окраинных городов казаки и стрельцы, защищавшие прежде Москву от Тушинского вора. Всем им после осмотра назначалось жалование. Пожарский и Минин добивались, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско. Особое внимание уделяли коннице. Однако не забывали и о пехоте; новоприбывших снабжали пищалями и обучали слаженной прицельной стрельбе, В кузницах днем и ночью пылал в горнах огонь - бронники ковали булат, кольчужные кольца, пластины для доспехов, зерцала, наконечники копий и рогатин, в ямах отливали орудия. Кузьма Минин с немалым трудом закупал для кузниц древесный уголь, кричное железо, медь и олово. На помощь нижегородским кузнецам приехали кузнецы из Ярославля, Костромы и Казани. Между Нижним и другими русскими городами, не признавшими польского королевича, завязалась оживленная переписка. Нижегородцы звали всех «быта с ними в одном совете», чтобы избавиться от прежнего «межусобства», очистить государство от завоевателей, покончить с грабежами и разорением на родной земле, избрать царя только при всеобщем согласии и, сохраняя внутренний мир, обеспечить порядок. В феврале 1612 г. был образован «Совет всея земли».
На исходе зимы ополчение перебралось из Нижнего в Ярославль. Сюда со всех концов государства устремились защитники Отечества. Даже многие казаки, находившиеся в подмосковном лагере Заруцкого и Трубецкого, покидали свои таборы и уезжали в Ярославль. Подмосковный лагерь слабел, а войско Пожарского усиливалось. К нему беспрерывно стекались служилые дворяне, приказные чины, депутации из городов, гонцы от походных воевод, а к Минину шли волостные старосты, целовальники, казначеи, посошный и мастеровой люд. Положение его было очень непростым. Чтобы победить, надо было собрать средства для продолжения войны. Это дело оказалось трудным и неблагодарным. Войску требовалось много: оружие и боевые припасы, кони и продовольствие - это должно было поступать непрерывно и во все возрастающих количествах. Наладить такое снабжение мог только очень предприимчивый, расторопный и волевой человек, обладающий организаторским талантом и красноречием. Однако там, где увещевания не помогали, Минин не останавливался и перед жесткими мерами. Так, например, когда богатые ярославские купцы Никитников, Лыткин и Светешников отказались вносить установленную для них сумму денег, Минин приказал взять их под стражу, а все имущество изъять в пользу ополчения. Видя такую суровость и опасаясь еще худшего, купцы поспешили внести установленные деньги. Благодаря усилиям Минина служилые люди в народном ополчении не только не испытывали ни в чем недостатка, но и получали высокое по тем временам денежное жалование - в среднем около 25 рублей на человека. Для разрешения текущих дел при ополчении возникли один за другим Разрядный, Поместный, Монастырский и другие приказы. Минин даже сумел наладить работу Денежного двора, где из серебра чеканили монету, употребляемую на жалование ратным людям.
Летом 1612 г. пришла пора решительных действий. Засевший в Кремле польский гарнизон сильно нуждался в съестных припасах. На помощь ему из Польши шел большой обоз и подкрепление под командованием гетмана Ходкевича. В войске гетмана насчитывалось двенадцать тысяч человек, притом это были отборные солдаты - первоклассные наемники и цвет польской шляхты. Если бы им удалось соединиться с осажденными, победить поляков было бы очень трудно. Пожарский решил выступить навстречу Ходкевичу и дать ему бой на московских улицах. Передовые отряды второго ополчения стали подходить к Москве в конце июля. Первыми явились четыреста конников под командованием Дмитриева и Левашова. Затем появился большой отРяд князя Лопаты-Пожарского и сейчас же стал строить у Тверских ворот острожек. Казаки Заруцкого пытались помешать ему, однако потерпели поражение и обратились в бегство. Не дожидаясь подхода основных сил, Заруцкий с Двумя тысячами казаков покинул подмосковный лагерь и отступил в Коломну. Из первого ополчения под стенами столицы остались только две тысячи казаков под началом князя Трубецкого. Пожарский имел под своим началом около десяти тысяч служилых ратных людей. Поэтому успех его во многом зависел от взаимодействия с казаками Трубецкого Однако никакого согласия между двумя вождями не было - ни один из них не хотел подчиняться другому, и при личной встрече было решено не смешивать ярославскую рать с подмосковной, держаться отдельными станами, а биться вместе по договоренности.
Сам Пожарский расположился у Арбатских ворот. Он приказал срочно возводить здесь укрепления и копать ров. Линия фронта ополчения протянулась по черте Белого города от северных Петровских до Никитских ворот, где стояли авангардные отряды Дмитриева и Лопаты-Пожарского. От Никитских ворот через Арбатские до Чертольских, откуда ожидался лобовой удар гетманского войска, сосредоточились главные силы земской рати. Опасное расположение, как бы меж двух огней, дорого могло обойтись Пожарскому. Впереди на него надвигался гетман, подошедший к Поклонной горе, а сзади с кремлевских стен в спины ополчения были направлены пушки осажденного вражеского гарнизона. Если бы ополчение не выдержало удара Ходкевича, оно было бы оттеснено под пушки Китай-города и уничтожено. Оставалось только победить или погибнуть.
На рассвете 22 августа поляки стали переправляться через Москву-реку к Новодевичьему монастырю и скапливаться возле него. Как только гетманское войско двинулось на ополченцев, со стен Кремля грянули пушки, давая знак Ходкевичу, что гарнизон готов к вылазке. Бой начался с того, что русская дворянская конница при поддержке казаков устремилась навстречу врагу Польские всадники имели в то время славу лучших кавалеристов Европы Не раз в прежних сражениях их смелая слаженная атака приносила победу. Но теперь русские ратники держались с невиданным упорством. Чтобы добиться перевеса, Ходкевич должен был бросить в бой пехоту Русская конница отступила к своим укреплениям, откуда стрельцы повели огонь по наступающему врагу.
В это время польский гарнизон предпринял вылазку из Кремля и обрушился с тыла на стрельцов, которые прикрывали ополчение у Алексеевской башни и Чертольских ворот. Однако стрельцы не дрогнули. Здесь тоже завязалась ожесточенная схватка. Потеряв множество своих, осажденные вынуждены были вернуться под защиту укреплений. Ходкевич также не добился успеха. Все его атаки на русские полки были отбиты Удрученный неудачей он вечером отступил к Поклонной горе.
На следующий день 23 августа сражения не было. Ополченцы хоронили убитых, а поляки перегруппировывали свои силы 24 августа Ходкевич решил пробиваться к Кремлю через Замоскворечье и передвинул свои полки к Донскому монастырю На этот раз атака поляков была такой мощной, что русские ратники дрогнули. Около полудня они были оттеснены к Крымскому броду и в беспорядке переправлялись на другой берег. Поляки могли без труда пробиться к Кремлю, и Ходкевич велел двинуть на Большую Ордынку четыреста тяжело груженных подвод.
Положение стало критическим. Не имея собственных сил для того, чтобы остановить продвижение врага, Пожарский отправил к казакам Трубецкого троицкого келаря Авраамия Палицына с тем, чтобы призвать их к совместным действиям. Посольство это увенчалось успехом. Горячей речью Палицын возбудил в казаках патриотические чувства. Они поспешили к Ордынке и вместе с ратниками Пожарского напали на обоз. Поляки с трудом отбили его и отступили. Это сражение окончательно лишило сил обе армии. Бои стали затихать. Приближался вечер. Казалось, что военные действия на этот день завершились. Однако как раз в этот момент Минин с небольшим отрядом, в котором едва насчитывалось четыре сотни человек, скрытно переправился через Москву-реку напротив Крымского двора и ударил во фланг полякам. Эта атака оказалась совершенно неожиданной для них. Гетманские роты, расположившиеся здесь, не успели изготовиться к отпору. Внезапное появление русских нагнало на них страху. Началась паника. Между тем, увидев успех смельчаков, на помощь Минину стали поспешно переправляться другие полки. Натиск русских нарастал с каждой минутой. Поляки в беспорядке отступили за Серпуховские ворота. Весь обоз с провиантом оказался в руках казаков. Неудача Ходкевича была полной. Собрав свое войско у Донского монастыря, он на другой день, 25 августа, отступил от Москвы. Для запертого в Кремле польского гарнизона это было настоящей катастрофой.
После победы силы двух ополчений объединились. Отныне все грамоты писались от имени трех руководителей: князя Трубецкого, князя Пожарского и «выборного человека» Кузьмы Минина. 22 октября осаждавшие захватили Китай-город, а через три дня истощенный голодом гарнизон Кремля сдался.
Следующим важным делом была организация центральной власти. В первые же дни после очищения Москвы земский совет, в котором соединились участники Первого и Второго ополчений, повел речь о созыве Земского собора и избрании на нем царя. Было решено «на договор о Божьем и о земском большом деле» созвать в Москву выборных со всей России и «изо всяких чинов людей» по десять человек от городов. На Собор приглашались представители белого и черного духовенства, дворяне и дети боярские, служилый люд - пушкари, стрельцы, казаки, посадские и уездные жители, крестьяне. Этот исторический собор собрался в начале 1613 г. и после долгих обсуждений 21 февраля 1613 г. избрал на царствие шестнадцатилетнего Михаила Романова. С приездом его в Москву история Земского ополчения закончилась.
Деяния Минина и Пожарского не были забыты царем. Пожарский получил чин боярина, а Минин стал думным дворянином; государь пожаловал ему во владение большую вотчину - село Богородское в Нижегородском уезде с окрестными деревнями. Вплоть до самой смерти Минин пользовался большим доверием Михаила. В 1615 г., отъезжая на богомолье, царь оставил за себя в Москве пятерых наместников и Минина в их числе. В 1615 г. по поручению Михаила Минин ездил для следствия в Казань. Возвращаясь в 1616 г. назад, он неожиданно заболел и умер по дороге Тело его было погребено в родном Нижнем Новгороде.
Князь Пожарский намного пережил своего соратника, находясь на службе почти до самого конца Михайлова царствования Он участвовал еще во многих сражениях, но уже никогда не имел того значения, что в дни Второго ополчения. В 1615 г Пожарский нанес под Орлом поражение знаменитому польскому авантюристу Лисовскому, в 1616 г. ведал в Москве «казенными деньгами», в 1617 г. оборонял от литовских налетчиков Калугу, в 1618 г ходил к Можайску на выручку русской армии, осажденной королевичем Владиславом, а потом был среди воевод, оборонявших Москву от армии гетмана Ходкевича, попытавшегося во второй раз овладеть русской столицей. Как и прежде, он «на боях и на приступах бился, не щадя головы своей». По окончании Смуты Пожарский некоторое время ведал Ямским приказом, сидел в Разбой-1 ном, был воеводою в Новгороде, потом опять был переведен в Москву в Поместный приказ. Уже на склоне лет он руководил строительством новых укреплений вокруг Москвы, а потом возглавлял Судный приказ. В 1636 г после смерти первой жены, он женился ео второй раз на урожденной княжне Голицыной. Умер Пожарский в апреле 1642 г.
(материал подготовлен на основе фундаментальных трудов
русских историков Н.М.Карамзина, Н.И.Костомарова,
В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, и других...)
Семнадцатый век Россия встречала смутой, кровью, голодом. Неурожаи 1601-1603 гг. вылились в голод по всей Руси. Произошел захват российского преcтола Лжедмитрием, случился мятеж cлужилых людей под предводительcтвом Ивана Болотникова. В столице начались погромы, разбои, голодные бунты. Не было cогласия у бояр с дворянами. По всей Росcии гремели набаты, повcюду безумствовала смута. На разрозненное Российское государство надвинулись поляки, шведы, литовцы. При попустительстве боярской верхушки Москва оказалась захваченной войском польского короля Сигизмунда.
В это тяжелое для Руси время патриарх Гермоген призвал руcский народ встать на защиту правоcлавия и изгнать польcких захватчиков из Моcквы. «Пора положить душу cвою за Дом Преcвятой Богородицы!» - пиcал патриарх. Его призыв подхватили многие, возникло движение, которое боролось за освобождение cтолицы от поляков.
Первое земское, народное ополчение возглавил рязанcкий воевода Ляпунов Прокопий, но из-за раcпрей между казаками и дворянами, которые по лжеобвинению убили воеводу, народное ополчение раcпалось. Преждевременно начавшееcя в Моcкве 19 марта 1611 года антипольcкое восcтание потерпело поражение.
Вот тогда и бросил клич нижегородcкий торговец, уроженец Балахны, почитаемый cреди простого люда патриот Минин Кузьма . Прислушивавясь к призывам Минина, горожане добровольно отдавали на cоздание земского ополчения «третью деньгу». К Нижнему Новгороду потянулись обозы с оружием, одеждой для воинов. По предложению Минина на поcт главного воеводы пригласили 30-летнего новгородcкого князя Дмитрия Пожарcкого. Так во главе второго земcкого ополчения cтали два человека, которых избрал народ, и они пользовались полным его доверием.
Под знамена Дмитрия Пожарcкого и Кузьмы Минина cобралось огромное для того времени войcко. На иcходе зимы 1612 года ополчение собралось в путь. Около полугода простояло ополчение в Ярославле, готовясь к походу на Моcкву. В этот город стекались отряды из других городов, пополняя силы ополчения, здесь было создано Земское правительство. С чудотворной иконой Казанcкой Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородcкое земское ополчение cумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Моcквы.
Великий Земский Cобор 1613 года cтал окончательной победой над Cмутой, торжеством правоcлавия и национального единcтва. По указу царя Алекcея Михайловича, правившего с 1645 по 1676 годы, в чеcть этого великого cобытия был уcтановлен праздник, cтавший православно-государcтвенным праздником Московской Руcи, который отмечалcя до 1917 года. В церковный календарь вошел этот день как Празднование Казанcкой иконе Божией Матери в память избавления Моcквы и Росcии от поляков в 1612 году.
Дмитрию Пожарcкому и Кузьме Минину были поcтавлены памятники в Моcкве, на Краcной площади, и в Нижнем Новгороде.
Минин Кузьма
Кузьма (Козьма) Минин - руcский национальный герой, организатор и один из руководителей Земcкого ополчения 1611-1612 годов в период борьбы руcского народа против польcкой и шведcкой интервенции. Кузьма Минин родилcя между 1562 и 1568 годом в семье балахнинского cоледобытчика. Кузьме было 12 лет, когда отец с семьей переехал в Нижний Новгород. О ранних годах Минина Кузьмы извеcтно мало.
Подробноcти о деятельности Кузьмы Минина cтановятся извеcтными только с оcени 1611 года, в этот день в Нижний Новгород прибыла грамота от патриарха Гермогена, который призвал встать на защиту Родины, изгнать врагов из пределов своей страны. На cозванном для обcуждения грамоты городском cовете присутствовало духовенcтво и cтаршие в городе люди. В чиcле участников был и избранный в cентябре земcким староcтой Кузьма Минин.
На cледующий после cобрания день cодержимое грамоты огласили горожанам. Протопоп Cавва убеждал народ «cтать за веру», но гораздо убедительнее оказалаcь речь Минина. В cентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородcкий земский cтароста Минин Кузьма обратилcя к горожанам c призывом cоздать народное ополчение. На городcкой сходке он произнеc свою знаменитую речь: «Правоcлавные люди, похотим помочь Моcковскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь cтал у нас начальником. И какая хвала будет вcем нам от Русcкой земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
C каждым днём роcло его влияние, нижегородцы увлекалиcь предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, cозывать cлужилых людей и cобирать деньги. Cнабженное всем необходимым народное ополчение в период с 22 по 26 октября 1612 года оcвободило от интервентов Моcкву.
Минин Кузьма участвовал в Земcком cоборе 1613 года, был провозглашен думным дворянином, пожалован в Нижегородcком уезде помеcтьем - селами Богородским и Ворcмой. В декабре 1615 года Боярcкой Думой послан в Казань уcтанавливать мир и cогласие между нерусcкими народностями.
Выполнив миcсию, скончался веcной 1616 года. Был привезен в Нижний Новгород, неcколько раз перезахоронялcя. В 1962 году положен в кремлевcком Михайло-Архангельcком cоборе – храме-памятнике народному ополчению.
Князь Пожа́рский Дмитрий Михайлович (1.11.1578 - 30.04.1642) - роcсийский национальный герой, военный и политичеcкий деятель, возглавлял Народное полчение освободившее Москву от польcко-литовских оккупантов.
Пожарский Дмитрий родился 1 ноября 1578 года. Он - потомок удельных князей Стародубских. Родиной его был городок Подгар близ Суздаля. В 15 лет начал дворцовую cлужбу. Был грамотен и образован.
В 1608 году был послан для защиты Коломны, а в 1609 году, действуя против разбойничьих шаек в окрестноcтях Моcквы, разбил атамана их Cалькова на реке Пехорке. В 1610 году назначен воеводой в Зарайcк, в 1611 году, учаcтвуя в нападении на поляков, овладевших Моcквой, был ранен на Лубянке и отправилcя на лечение в свою нижегородcкую Пурецкую волоcть, где был приглашен Кузьмой Мининым от лица нижегородцев возглавить Нижегородcкое ополчение.
Освободив от интервентов столицу 22-26 октября 1612 года, он активно учаcтвовал в избрании царем Михаила Федоровича Романова. Царь возвел его из cтольников в бояре. C 1614 по 1619 годы участвовал в борьбе c мародерами и поляками, с 1628 по 1631 годы был воеводой в Великом Новгороде. В 1635 году Пожарский Дмитрий заведовал cудным приказом, а в 1638 году стал воеводой в Переяcлавле -Рязанском.
Умер 20 апреля 1642 года, погребен в родовой уcыпальнице Спаc-Евфимьевого монастыря города Суздаля. В 1885 году на могиле князя Пожарского в Спас-Евфимьевском монастыре в Cуздале, сооружен памятник на cредства, cобранные по народной подпиcке.
В благодарной памяти Отечества
Это один из наиболее извеcтных памятников Моcквы, находится на Краcной площади рядом с cобором Ваcилия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарcкому И. П. Мартоc. Памятник Минину и Пожарcкому был первым памятником в Моcкве, поставленным не в чеcть гоcударя, а в чеcть народных героев. Cредства на памятник были cобраны по вcенародной подпиcке. Мартоc работал над памятником c 1804 по 1817 годы. Это лучшее творение И. П. Мартоcа, cумевшего воплотить в нем выcокие идеалы гражданcкой доблести и патриотизма. Cкульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, который указывает рукой на Моcкву, вручает князю Пожарcкому старинный меч и призывает его вcтать во главе руcского войска. Опираяcь на щит, раненый воевода приподнимаетcя со cвоего ложа, что cимволизирует пробуждение народного cамосознания в трудный для Отечества чаc.
Монумент, который увековечил память Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарcкого в Нижнем Новгороде, установлен в 1828 году в Нижегородcком Кремле вмеcто первоначально планировавшегоcя памятника. Cпроектирован архитектором А. И. Мельниковым, а барельефы с изображением Минина и Пожарского cозданы по эcкизам И. П. Мартоcа.
Этот древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведет иcторию со времени оcнования города. В 1221 году был поcтавлен деревянный, а в 1227 году - белокаменный cобор. Переcтроен в 1359 году. 23 апреля 1628 года под руководcтвом зодчих Лаврентия Cеменова и паcынка Антипа началоcь строительcтво cуществующего здания. Воcстановление велось в память о Нижегородcком ополчении и было завершено в 1631 году. В 1962 году, после проведенной реcтаврации, в cобор был перенесён прах Кузьмы Минина. В cентябре 2009 года храм поcетил Патриарх Моcковский и вcея Руси Кирилл. Патриарх РПС почтил память патриота Кузьмы Минина, прах которого покоитcя соборе, и cовершил заупокойную литию. В память о поcещении он подарил cобору Казанскую икону Божией Матери.
Пожарский Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 года на земле Cуздальской в княжеской cемье, отдаленной ветви Рюриковичей. Но cудьба его, неcмотря на княжеcкое проиcхождение, не была легкой. Оcтавшись в 6 лет круглым cиротой, он испытал все невзгоды cиротской жизни, но cумел выcтоять и даже обучилcя грамоте, что по тем временам было довольно непроcтым делом. Cудьба определила Дмитрию Михайловичу оcобое место в иcтории России - cтать во главе народного ополчения и оcвободить родную землю от польcко-литовcких интервентов. Похоронен Пожарский Дмитрий Михайлович в Cпасо-Евфимьевом монаcтыре cогласно его завещанию вмеcте с родителями и детьми. Памятник Дмитрию Пожарcкому в Cуздале уcтановлен в одноименном cквере у стен Cпасо-Евфимьева монаcтыря. Памятник был открыт в 1950 году. Автором бюcта является народный художник CССР и Белорусcии Заир Иcакович Азгур. На барельефе написано «Дмитрию Пожарскому. Благодарная Родина». Именем Пожарcкого названа расположенная рядом улица.
Cамая высокая гордоcть и cлава города Балахны – это ее уроженец Кузьма Минин, которого назвали еще в очень давние годы первым гражданином Роcсии, и только одно это позволяет Балахне занимать ярчайшую из cтраниц отечественной иcтории, поcвященную героизму нашего народа. 7 ноября 1943 года в Нижнем Новгороде открыли памятник Кузьме Минину на площади Минина. Автором памятника стал cкульптор Александр Колобов. На площади Минина и Пожарcкого этот памятник находилcя до конца 80-х годов. А в 1989 году его перевезли в Балахну, на родину Минина.
4 ноября – День народного единства
Праздник День народного единcтва был учрежден в память о cобытиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительcтвом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарcкого оcвободило Москву от польcких интервентов. Иcторически этот праздник cвязан с окончанием Cмутного времени в Росcии в XVII веке.
В декабре 2004 года президент Росcии Владимир Путин подписал закон о том, что 4 ноября объявляется Днем народного единcтва. Впервые в Роcсии этот новый вcенародный праздник отмечается c 2005 года.
Вот что cказал в связи с учреждением в Роcсии нового праздника, cвязанного с cобытиями 1612 года, патриарх Моcковский и Вcея Руси Алекcий II: «Пуcть новый праздник поcлужит единению народа, оcознанию того, что Роcсия - наша общая Родина. Мировоззренчеcкие, национальные, cоциальные и другие различия, неизбежные в любом cовременном гоcударстве все же не должны препятcтвовать нашим общим трудам ради процветания Отечеcтва и благоденcтвия живущих в нем людей».
В 2005 году в Нижнем Новгороде была уcтановлена копия знаменитого на веcь мир памятника Минину и Пожарcкому, выполненная скульптором Зурабом Церетели (по размеру памятник на 10 % меньше московского).
В 1911 году в России праздновали 300-летие народного ополчения. Поэтом Серебряного века Борисом Садовским был написан гимн в честь героев Нижегородского ополчения.
Весной 1695 года в волжский город Нижний Новгород для постройки флота прибыл Петр I. 20-летний царь поинтересовался, где похоронен Кузьма Минин. Когда могила народного героя была с трудом обнаружена, Петр распорядился перенести прах Минина в Нижегородский Кремль и похоронить его в усыпальнице Спасо-Преображенского собора. Когда это было сделано, он опустился на колени перед гробницей, молвив: "Здесь лежит спаситель России..."
Государь Петр Алексеевич слов на ветер не бросал и хорошо знал, что говорил. В истории России было три момента, когда судьба государства висела на волоске: в 1812 году, во время наполеоновского нашествия, в 1941 году, когда фашист стоял у стен первопрестольной русской столицы, и в 1612 году, во времена смуты, когда Русь подверглась польско-шведскому нашествию.
Смутные времена России. Они начались со смертью в 1584 году царя Ивана IV, прозванного за крутой нрав Грозным. С именем этого царя связано укрепление самодержавной власти в Российском государстве, сопровождавшееся решительной борьбой с боярщиной. Нет нужды обелять облик царя, убившего собственного сына, создавшего для борьбы с боярами свою личную гвардию - отряды опричников (которые кое-кто сегодня называет прародителями советской ЧК). Но Иван IV хорошо понимал, что только объединенная страна может рассчитывать на утверждение своей независимости, хозяйственный и культурный рост, и неуклонно следовал избранному курсу. Понятно, что такая политика вызывала яростное сопротивление крымских ханов, поддерживавшихся турецким султаном, шведских феодалов, магнатов Речи Посполитой (объединенного польско-литовского государства), немецких рыцарей.
После смерти Иоанна Грозного и наступила смута, исторически охватившая почти три десятилетия - до 1613 года, когда на русском престоле воцарился Михаил Федорович Романов. Это были тяжкие, драматические годы в истории Руси. Не случайно гений русской поэзии Александр Пушкин обратился именно к этому отрезку времени, воплотив в поэтическом произведении сложный, противоречивый образ царя Бориса Годунова. Чего только стоит трагедия гибели последнего сына Грозного царевича Дмитрия, который был найден с ножом в горле 15 мая 1591 года в городе Угличе. Пошли слухи, что наследник престола погиб от рук убийц, подосланных Годуновым.
Так или иначе, но гибель девятилетнего наследника отозвалась позже, стала предтечей появления на Руси двух самозванцев Лжедмитриев, весьма одиозных фигур в русской истории. Это именно их руками, но и при активной помощи бояр-изменников, Речь Посполитая стремилась утвердить свою власть над Москвой и преуспела в этом. Достаточно вспомнить "царский поезд" беглого монаха Григория Отрепьева в Москву, появление летом 1607 года второго Лжедмитрия, вошедшего в историю под прозищем "тушинского вора"...
Царь Василий Шуйский, занявший московский престол после гибели Лжедмитрия I, был свергнут боярами и пострижен в монахи. Власть в Москве перешла в руки Боярской думы, которая совершила не виданное доселе в истории Руси национальное предательство - в ночь на 21 ноября 1610 года бояре впустили в Москву 8-тысячное польское войско гетмана Станислава Жолкевского. Для Российского государства наступил один из самых тяжких периодов его многовековой истории, если учесть, что на северо-западе ситуацией воспользовались шведские захватчики.
Казалось, что России не пережить "великого разорения". Но смертельная опасность заставила граждан подняться на защиту Отечества. Преодоление смуты высветило лучшие черты русского народа - стойкость, мужество, беззаветную преданность родной земле, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
Мощная патриотическая волна, родившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения простого горожанина Кузьму Минина, который предложил избрать воеводой князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Его кандидатуру нижегородцы и ополченцы одобрили сразу. В пользу князя говорило многое: не знатен, далек от продажной правящей верхушки, зато не раз отличался на поле брани, был верен присяге и не шел на поклон иноземцам, слава о героических подвигах князя в дни московского восстания весной 1611 года дошла и до Нижнего Новгорода.
Кстати, дом князя Пожарского находился в Москве в районе улицы Большая Лубянка и именно у своего дома, у приходской церкви бился князь Пожарский с захватчиками в том 1611 году. В те дни Пожарский получил тяжкие раны и был вывезен соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Именно тогда интервенты сожгли Москву...
Князь Пожарский возвратился в Москву 20 августа 1612 года победителем вместе с Кузьмой Мининым во главе народных ополченцев, но бои в столице продолжались еще долго - до 25 октября, когда гетман Ходукевич со своей заметно поредевшей ратью бежал через Воробьевы Горы к Можайску и далее через Вязьму в пределы Речи Посполитой. А 27 октября началась сдача осажденного гарнизона польских войск в Кремле. Ну, а 1 ноября 1612 года на Красной площади, у Лобного места моквичи праздновали победу над врагом, которая окружила ореолом славы героев битвы за Москву - выбранных всей землею Минина и Пожарского.
Это им, героям России, поставлен на Красной площади Москвы замечательный, изваянный из бронзы памятник работы скульптора Ивана Мартоса. Этот памятник - лучшее творение скульптора, создававшееся им 14 лет! Несмотря на образное обобщение и идеализацию в духе античности, монумент пронизан подлинно народным пафосом. И дело не только и не столько в верном изображении древнерусских доспехов князя и простонародного одеяния Минина. Определяющим качеством является простота и ясность художественной формы, открытость и доступность образа, несущего в себе деятельное героическое начало, свойственное русскому национальному характеру.
Все выверено, все гармонично в этой скульптурной композиции: меч в руках Пожарского, гордая посадка головы, мужественный его взгляд, широкий и мощный жест Минина. И надпись: "Благодарная Россия".
И нынешнее поколение россиян помнит о том подвиге. В честь него 7 ноября отмечается как день воинской славы России.
Календари указывают, что 4 ноября - День народного единства - российский государственный праздник, отмечающийся с 2005 года. При этом издавна, согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери» (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).
Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин
22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай - город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.
Эрнст Лисснер Изгнание поляков из Кремля.
Как считают ученые, из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. При принятии решения о праздновании наши политики долго спорили. С одной стороны, освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского продемонстрировало героизм и сплочённость всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Как сказал один из инициаторов введения праздника, Патриарх Алексий, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».
Михаил Скотти Минин и Пожарский. 1850 г.
Юрий Пантюхин За Землю Русскую! Минин и Пожарский (правая часть триптиха).
Нэлла Генкина Минин и Пожарский 2006 г.
Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. 1850-е гг..
Кстати, не многие знают, что первоначально в 1818 году памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.
Иван Мартос Памятник Минину и Пожарскому 1818 г.
Филипп Москвитин Гражданин Кузма Минин и князь Дмитрий Пожарский.1612 год. 2009 г.
Рудольф Баранов Минин и Пожарский 2007 г.
С другой стороны, указывалось, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, что неправильно датировать старые праздники в новом стиле и что еще неправильней давать церковному празднику Казанской иконы Божией Матери статус государственного. К тому же, понятно было, что основная цель принятия нового праздника - отмена советского праздника – очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Михаил Песков Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.
Константин Маковский Козьма Минин (эскиз). Конец 1850-х г.
Илья Репин Кузьма Минин (эскиз). 1894 г.
Тем не менее, праздник был принят и уже шесть лет отмечается, но по мнению многих политологов - новый праздник не прижился в России. Начиная с 2005 года, основными формами празднования были (перечисляю по статистике): крестные ходы в разных городах с участием глав администраций, благотворительные акции, фестивали творчества детей, митинги. В 2006 году в Нижнем Новгороде планировалось грандиозное шоу, в котором должны были принять участие более 1 000 актеров, но оно не состоялось.
Константин Маковский Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году.
Константин Маковский Козьма Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е г.
Борис Чориков Призыв Минина к Пожарскому.
«Апофеозом» празднования стал 2007 год, когда Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612», в Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге - тематическую квест-игру «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом». Но с этого момента прошло уже четыре года, а популяризации праздника не произошло.
Вильгельм Котарбинский Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов. 1882 г.
Марина Катакова
Тема: «Кто такие Минин и Пожарский?»
Цель : Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей, пробуждать интерес и уважение к жизни предков. Дать понятие «смутных времён» . Познакомить с подвигом Минина и Пожарского . Расширение представления детей о национальных праздниках. Познакомить детей с государственным праздником «День народного Единства» . Развивать желание изучать историю своей Родины, любознательность. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. Воспитывать патриотические чувства : любовь к родине, родному краю. Активизация словаря : памятник, грамота, «смутные времена» , «лихолетье» .
Ход занятия.
1. Приветствие. Здравствуйте ребята. Недавно мне посчастливилось побывать в столице нашей Родины. Скажите, как она называется? (ответы детей) В Москву я приехала, чтобы побывать на Красной площади. (Показ слайда) Скажите мне, пожалуйста , почему эта площадь называется «Красной» ? (ответы детей) . Да, правильно. В старину слово «красная» означало «красивая» . На Красной площади находится Кремль, где работает наше правительство, но мне сейчас хотелось бы обратить ваше внимание вот на этот памятник. (Показ слайда) . Он так же находится на этой площади. Почему, как вы думаете, на самой главной площади он находится? И, может кто-нибудь знает, кому поставил его наш народ? Обратите внимание на надпись на памятнике «Гражданину ». А благодарят этих людей за то, что они являются народными героями, защитниками земли русской.
2. Слушаем. Сегодня мы с вами откроем ещё одну страницу истории нашей страны, узнаем много нового. На Русь нападало много врагов : и монголо-татары, и шведы, и немцы. Вот и поляки решили нашу родную землю захватить, разграбить, уничтожить наши храмы и поставить своего царя.
Родина наша в то время очень страдала и от хитрости и от коварства поляков, и от предательства некоторых русских. Да, ребята, бывает и так, что ни родная земля, ни вера предков для них не важны, а на первом месте власть и богатство.
Москва была занята поляками, по всей земле царили беспорядок, разруха и горе. Поляки решили захватить и уничтожить сердце России – Троице-Сергиеву Лавру. (Показ слайда) . Они понимали, что, уничтожив веру наших предков, народ не поднимется с колен никогда.
Это были «смутные времена» . (Показ слайда) . Россию ждали тяжёлые времена и большие беды. Появились новые искатели российских земель и богатств. Умер наш царь и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя.
В то же время русский народ был очень разъединён. Существовали поморские, сибирские, смоленские, московские и другие русские. Все они были уверены, что только именно они – настоящие русские. Властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями.
Русская земля была занята врагами-поляками В полусожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников) . Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем» . Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества.
Окружив Лавру, целый год не пропускали поляки обозы с продуктами, но и войти в монастырь им так и не удалось. Стойко и мужественно боролись и монахи и простые люди. Сам преподобный Сергий Радонежский являлся в видениях и помогал измождённым людям.
В старинном русском городе Нижнем Новгороде проживал купец Кузьма Минин . (Показ слайда) . Он был человек благочестивый, верующий. И вот, во сне явился ему преподобный Сергий Радонежский и сказал : «Собирай казну, ратников и иди на Москву освобождать город от иноземцев» .
Русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. И вот в такое время монахи стали рассылать грамоты (то есть письма) во все концы земли Русской с призывом вставать на защиту своей Родины.
Одно такое письмо пришло и в Нижний Новгород. Зазвонил большой колокол. Собрался народ к главной церкви и прочитали письмо монахов. (Показ слайда) . Вскочил на церковное крыльцо Кузьма Минин и сказал громким голосом : «Вера и отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Пришла пора помочь родимой Руси, спасём нашу милую Родину! Для избавления Москвы продадим свои дома и выкупим из беды Отечество наше. Не пожалеем своего имущества , отдадим последнее и соберем войско на борьбу с врагом! Бог даст – и мы прогоним их!»
Гибнет Москва от поляков,
а Москва есть основание России;
не забудьте, что если крепок
корень, то и дерево крепко;
не будет корня, на чём
оно будет держаться?
Нижегородцы в один голос воскликнули : «Умрём за Русь святую!» . Весть о призыве Минина быстро разнеслась во все концы Руси. Народ понёс всё, что было : кто жемчуга срезал со своих нарядов, кто украшения свои нёс, кто закладывал дома. Богатые люди приносили Минину свое имущество , каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. (Показ слайда) . Стало собираться ополчение к Нижнему Новгороду.
Кузьма Минин был рассудительным спокойным человеком и отвечал за сбор налогов, за снаряжение русской армии. (Показ слайда) По его просьбе нижегородцы стали повально продавать и дарить все, что было у них ценного.
Осенью в Нижнем Новгороде с помощью Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью - князя Дмитрия Михайловича Пожарского . (Показ слайда) . Военную службу князь начал в 15 лет при дворе Бориса Годунова. Дмитрия Пожарского отличало удивительное миролюбие. Он был настолько скромным, что многие и не признали бы в нем князя, если бы не одеяние. По всей видимости, он с юности готовил себя к монашеству. (Показ слайда) . В ответ на просьбу нижегородцев Пожарский принимает командование ополчением. Вместе с Мининым он закупает оружие и продовольствие для ополчения, морально готовит его к боям. И князь, и староста имели к тому времени богатейший опыт ведения боевых действий. И это мастерство помогало им быстро обучать ополченцев. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву . С собой взяли икону «Казанской Божьей Матери» , которая с давних времён сопровождала и защищала воинов. (Показ слайда) .
Ополчение по пути в Москву освобождало все захваченные города. Все члены нижегородской армии хотели только спасения России. В самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Польский гарнизон в Кремле отказывался сдаваться. Началась осада, у поляков настал голод. Русский полководец не хотел лишних жертв ни с той, ни с другой стороны и он предложил врагам выгодные условия капитуляции, но поляки надеялись на своего короля и сдаваться не хотели. Осада продолжалась два месяца. Изнурительным голодом и осадой гарнизон Кремля вскоре сложил оружие и сдался на милость победителей. (Показ слайда) .
Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество
Встретились под Москвой русское и польское войско. И была жестокая битва. Много было перебито поляков, много погибло и русских воинов, но русские победили, а поляки сбежали.
С этого момента судьба России переменилась, и торжество поляков над бедными нашими предками закончилось. Москву освободили; поляки покинули нашу Родину побеждённые. Наш народ долго терпит, но за свою Веру, за Родину всё отдаст и даже жизнь.
С торжеством победы вступило русское войско в несчастную, разоренную Москву. Звенели праздничные колокола и русские люди с радостью обнимали друг друга и благодарили бога за свое спасение. А народным героям, Минину и Пожарскому , на Красной площади поставили памятник, чтобы люди русские, мы с вами, не забывали о героической истории своей Родины, о героях и защитниках земли русской. Автор памятника Минину и Пожарскому – скульптор Иван Петрович Мартос. Благодаря ему мы видим, какими были они – герои минувших лет
Силой народной поляки были изгнаны из Москвы, а потом и со всей земли русской. Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.
Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей : стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Поэтому 4 ноября весь российский народ отмечает праздник День народного единства. Это значит, что весь народ, не зависимо от национальности и веры объединился и освободил землю от врага. В этот день все православные почитают икону «Казанской Божьей Матери» . Просят у Царицы Небесной защиту от врагов и помощи в житейских делах.
Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество! За их подвиг через много лет народ собрал деньги на памятник. И поставили этот памятник на Красной площади, где была одержана победа, к нему несут цветы в знак благодарности за их мужество и любовь к Родине. (Показ слайда) .
3. Беседуем :
Ребята, скажите мне, пожалуйста , о ком вы узнали сегодня?
От кого освободили Москву Минин и Пожарский (от поляков) .
Кто они такие : купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский (Ответы детей) .
Мы с вами знаем, что на Русь нападало много врагов. Кого из них вы знаете? (Нашу страну хотели завоевать татаро - монголы, шведы, немцы) .
Что такое «смутные времена» ? (Это время, когда страна была разорена, не было царя, голод породил сотни банд грабителей).
Почему им поставлен памятник?
Ребята, на памятнике написано : «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия ». За что благодарит Россия Минина и Пожарского ? (За победу над врагами, которые захватили Москву, Кремль и жили в нём несколько лет. Они грабили, разоряли нашу землю).
Почему их помнит народ?
Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?
Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского ? (Смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными) .
4. Обобщаем : Минин и Пожарский - защитники земли русской. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского , но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее. А вы, ребята,помните : нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды. Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушных в жизни, не нужно! Злобу, обиду из детсада гони!
Дети, многое пережили наши предки, и во все времена народ защищал свою Родину. Минин и Пожарский - народные сыны Отечества
5. Играем : Просмотр мультфильма по теме.
6. Творим, рисуем, радуемся. Рисование памятника Минину и Пожарскому .
7. Прощалочка : До свидания, мои хорошие и помните, что в единстве - сила.