Коэволюция — это что такое? Понятие коэволюции В современном естествознании термин коэволюция означает.
1) взаимодействие индивида и общества;
2) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;
3) современная теория эволюции;
4) синоним эволюционного подхода.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Данный раздел УМК включает в себя:
– перечень основной и дополнительной литературы;
– перечень Интернет-ресурсов.
В качестве основной литературы указаны основные учебники с точки зрения необходимости, доступности, новизны, наличия в библиотеке университета (института). В качестве основной литературы рекомендована только та литература, которая имеется в библиотеке ЧИ БГУЭП, или в электронном варианте на кафедре «Истории и политологии».
Согласно требованиям, перечень основной литературы должен содержать не более 5 источников, имеющих гриф учебников и учебных пособий, год издания которых по дисциплинам общегуманитарного профиля - 5 лет. Исключением могут служить фундаментальные учебные издания, выдержавшие несколько переизданий. Основной базовый учебник по данной дисциплине должен быть в достаточном количестве в библиотеке университета (филиала).
В качестве дополнительной литературы указывается литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углубленного изучения дисциплины (монографии, сборники статей, журналы и др.)
В процессе преподавания философии применяются следующие методы:
1. Использование информационных ресурсов и баз знаний.
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий.
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ.
4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению.
5. Возможность подготовки самостоятельных студенческих работ с использованием мультимедиа (презентации).
Карта обеспеченности учебной литературой по дисциплине «Философия» в библиотеке ЧИ БГУЭП.
Философия | ||
Алексеев П.В.Философия [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 2006. - 608с. | ||
Алексеев, П. В.Философия [Текст] : Учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - М., 2009. - 592 с. | ||
Бучило, Н.Ф.Философия [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М., 2010. - 480 с. | ||
Данильян, О.Г.Философия [Текст] : Учеб. / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М., 2009. - 512 с. | ||
Данильян, О.Г.Философия [Текст] / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М., 2007. - 512 | ||
Данильян О.Г.Философия / О.Г.Данильян,В.М.Тараненко. - М., 2006. - 512 с. | ||
Спиркин, А. Г.Философия [Текст] : Учеб. / А. Г. Спиркин. - М., 2008. - 736 с. | ||
Спиркин, А.Г.Философия [Текст] : Учеб. / А.Г. Спиркин. - М., 2010. - 828 с. | ||
Философия [Текст] : Учеб. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М., 2010. - 735 с. | ||
Философия [Текст] : Учеб. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2007. - 622 с. | ||
Философия [Текст] : Учеб. / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2009. - 561 с. | ||
Кармин, А. С.Философия [Текст] : Учеб. / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб., 2010. - 560 с. | ||
Бучило, Н.Ф.История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М., 2010. - 432 с. | ||
Борзенков, В. Г.Философия науки. На пути к единству науки [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Борзенков. - М., 2008. - 320 с. | ||
Балашов, Л. Е.Философия [Текст] : Учеб. / Л. Е. Балашов. - М., 2010. - 612 с. | ||
Мамедов, А. А.Философия: Практикум для вузов [Текст] : Практикум / А. А. Мамедов. - М., 2009. - 136 с. | ||
Войтов А.Г.История и философия науки / А.Г.Войтов. - М., 2006. - 691 с. | ||
Губин, В. Д.Философия: актуальные проблемы [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Губин. - М., 2009. - 367 с. | ||
Философия [Текст] : Учеб. / В. Г. Кузнецов. - М., 2009. - 519 с. | ||
Малахов, В. П.Философия права. Идеи и предположения [Текст] : учеб. пособие / В. П. Малахов. - М., 2008. - 391 с. | ||
Бучило, Н.Ф.Философия [Электронный ресурс] / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М., 2010. | - | |
Малахов, В. П.Философия права: формы теоретического мышления о праве: Таблицы и схемы [Текст] : Учеб. пособие / В. П. Малахов. - М., 2009. - 263 с. | ||
Кобылянский, В. А.Философия экологии. Краткий курс [Текст] : учеб. пособие / В. А. Кобылянский. - М., 2010. - 632 с. | ||
Вечканов, В.Э.Философия. Курс лекций [Электронный ресурс] / В.Э. Вечканов. - М., 2010. - Время звучания: 11ч.41 мин с. | - | |
Марков, Б.В.Философия [Текст] : Учеб. / Б.В. Марков. - СПб, 2009. - 432 с. | ||
Мурзин Н.Н.Философия в вопросах и ответах / Н.Н. Мурзин. - М., 2006. - 256с. | ||
Нижников, С.А.Философия [Текст] : Учеб. / С.А. Нижников. - М., 2006. - 400 с. | ||
Никитич, Л.А.История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Никитич. - М., 2008. - 335 с. | ||
Островский, Э. В.Философия [Текст] : Учеб. / Э. В. Островский. - М., 2009. - 313 с. | ||
Рузавин, Г.И.Философия [Текст] : Учеб. / Г.И. Рузавин, В.П. Ляшенко, О.А. Митрошенков. - М., 2007. - 632 с. | ||
Рузавин, Г.И.Философия науки [Текст] : учеб. пособие / Г.И. Рузавин. - М., 2008. - 400 с. |
Практикумы, хрестоматии
1. Гладков В.А.Философский практикум. Вып.1-3. М., 1994.
3. Мир философии. Ч.1-2. М., 1991.
Справочные издания
1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.
2. Гуревич П.С. Философский словарь. М., 1997.
3. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
4. Краткий философский словарь./Под ред. А.П.Алексеева. М., 1997.
5. Словарь философских терминов. Под ред. В.Г.Кузнецова. М, 2004.
6. Современная западная философия. Словарь / Под ред. В.С.Малахова и В.П.Филатова. М., 1998.
7. Философский энциклопедический словарь. М, 1997.
Электронные ресурсы.
Вся необходимая научная и учебно-методическая литература имеется в Интернете по адресу:
1. Электронная библиотека по философии // www.filosof.historic.ru
2. «Золотая философия» // www.philosophy.alleu.net
3. Электронную версию учебника "Введение в философию"(под рук.И.Т.Фролова) см.: http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/
Дополнительная литература электронный ресурс
5. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи [Электронный ресурс]: пер. с англ. / А. Лавджой. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lovejoy/index.htm
6. Шпет, Г.Г. Сознание и его собственник [Электронный ресурс] / Г.Г. Шпет. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shpet01/index.htm
7. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Электронный ресурс]: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shard01/index.htm
8. Швейцер, А. Культура и этика [Электронный ресурс]: пер. с нем. / А. Швейцер. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shvei01/index.htm
9. Шульц, П. Философская антропология [Электронный ресурс]: пер. с нем. / П. Шульц. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shult01/index.htm
10. Хокинг, С. Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр [Электронный ресурс]: пер. с англ. / С. Хокинг. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hokin01/index.htm
11. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении [Электронный ресурс] / А.Ф. Лосев. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/losew01/index.htm
12. П.П. Гайденко Эволюция понятия науки (кн.1 + кн.2) //Греческая (новоевропейская) философия в ее связи с наукой (www.philosophy.ru).
Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / С.Ф. Нагуманова, М.Е. Соловьянова, Т.И. Леонтьева - Казань: КГМУ, 2008. - 50 с.
Шелер М. Положение человека в космосе . 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос". Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.
Коэволюция
— -и; ж. Книжн. Совместное взаимообусловленное существование, развитие общества и природы. К. человека и природы.
◁ Коэволюцио́нный, -ая, -ое. К. процесс.
Толковый словарь Кузнецова
Коэволюция
— , развитие взаимодополняющих признаков у двух различных видов, результат взаимодействия между ними. Оба вида выигрывают от этого, и вырабатывающиеся у них черты поведения........
Научно-технический энциклопедический словарь
Коэволюция
— (от лат. со с, вместе и эволюция), эволюционные взаимодействия организмов разных видов, не обменивающихся генетич. информацией, но тесно связанных биологически. Коэволюц.........
Биологический энциклопедический словарь
Гено-культурная Коэволюция
— - см. Социобиология.
Психологическая энциклопедия
Коэволюция
— (от лат. cofnj - с, вместе и эволюция) - англ. coevolution; нем. Koevolution. Принцип гармонического совместного развития природы и общества, являющийся необходимым условием и........
Социологический словарь
Коэволюция
— параллельная, взаимосвязанная эволюция биосферы и человеческого общества. Несовпадение скоростей природного эволюционного процесса, происходящего очень медленно........
Экологический словарь
:стр.395 . Коэволюция сопровождается формированием комплекса взаимных адаптаций (коадаптаций), оптимизирующих устойчивые взаимодействия популяций разных видов :стр.395 .
Следует отметить, что так как экосистемы формируют сеть межвидового взаимодействия, то все виды, входящие в экосистему, должны коэволюционировать.
Коэволюция при разных типах межвидовых взаимоотношений
При взаимоотношении видов смежных трофических уровней
В системе «хищник-жертва»
Наиболее частым примером коэволюции является взаимодействие в системе «хищник-жертва». Адаптации, вырабатываемые жертвами для противодействия хищникам , способствуют выработке у хищников механизмов преодоления этих приспособлений, получается своеобразная «гонка вооружений» . Длительное совместное существование хищников и жертв приводит к формированию системы взаимодействия, при которой обе группы устойчиво сохраняются на изучаемой территории. Подобные механизмы коэволюции наблюдаются между фитофагами и поедаемыми ими растениями. Нарушение такой системы часто приводит к отрицательным экологическим последствиям :стр.405-413 .
Негативное влияние нарушения коэволюционных связей наблюдается при интродукции видов. В частности, домашние козы и кролики , интродуцированные в Австралии , не имеют на этом материке эффективных механизмов регуляции численности, что приводит к разрушению природных экосистем .
В системе «фитофаг-растение»
Фитофаги и их кормовые растения эволюционируют связанно (коэволюционируют): растения приобретают признаки устойчивости к поедателям (например, ядовитость разной степени или колючесть), а фитофаги противостоят этому :стр.395-405 .
При взаимоотношении видов несмежных трофических уровней
При межвидовой конкуренции
В общем случае, если речь идёт о конкуренции видов за определённый ресурс, становление биоценозов связано с расхождением их экологических ниш и уменьшением уровня межвидовой конкуренции :стр.423
При мутуализме
Примером коэволюции является взаимодействие организмов при мутуализме . В этом случае эффективность взаимодействия организмов важна для выживания особей обоих видов.
Литература
- Яскевич, Я.С. Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации // Философия и методология науки. - Минск: Выш. шк., 2007. - С. 86. - 656 с. - 2000 экз. - ISBN 978-985-06-1380-6 .
Ссылки
- Циммер К. // Эволюция: Триумф идеи. - Альпина нон-фикшн , 2016. - ISBN 978-5-91671-581-1 .
Отрывок, характеризующий Коэволюция
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
33. Сущность эволюционной теории Ч.Дарвина.
Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы в биологию началось в конце 18в. благодаря работам Ж.Б.Ламарка. Он известен не только тем, что предложил впервые термин «биология». Ламарк объяснил изменчивость видов 2 факторами: влияние внешней среды (питание, климат) и наследственности. Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно решены Ч.Дарвином. В своей знаменитой работе «Происхождение видов путем естественного отбора», вышедшей в 1859г., он обобщив отдельные эволюционные идеи, создал стройную, развернутую теорию эволюции. С тех пор теория эволюции остается самым плодотворным продуктом биологической мысли за все время существования. Но время от времени, появляются мыслители, объявляющие, что Дарвин был неправ. И все же до сих пор не появилось другой, сколь-нибудь значимой теории, которая дала бы объяснение многим загадочным фактам, как это сделала теория эволюции Ч.Дарвина. Более того, сегодня она находит все новые области применения. Так, современная физика обосновывает концепцию универсальной революции . Согласно этой теории развитие Вселенной предстает как ряд последовательных эволюционных этапов, начиная с так называемого Большого взрыва через период эволюции неживой материи к биологической эволюции, а от нее к этапу исторической эволюции человека и общества.
3 4 . Синтетическая теория эволюции.
Один из спорных вопросов в дарвиновской теории - трудность объяснения механизма передачи наследственности, взаимосвязи между непрерывностью и прерывностью эволюционного процесса. Ответ на этот вопрос оказался связанным с открытием гена, материального носителя наследственности. Австрийский естествоиспытатель Г. Мендель сформулировал "законы наследственности":
Закон единообразия гибридов первого поколения;
Закон расщепления гибридов второго поколения;
Закон независимого расщепления.
Исследования показали, что наследственные факторы имеют корпускулярную природу, а их переход из поколения в поколение определяется статистическими закономерностями. Хромосомная теория наследственности - совокупность представлений о генах как носителях наследственности, их линейном расположении и сцеплении в хромосомах, об обмене генами между хромосомами. Хромосомы - самовоспроизводящиеся структуры, постоянно присутствующие в ядрах клеток органических объектов, отчетливо различимые в объективе электронного микроскопа при соответствующем окрашивании. Число, размеры и форма хромосом специфичны для каждого вида. В течение первых двух десятилетий XX в. или признавалась полная неизменность генов, или считалось, что мутации имеют чисто внутренние причины. Позднее было доказано, что мутации обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Химия, физика и математика постепенно начинают использоваться в генетике как необходимые дисциплины для анализа разных уровней организации и проявлений свойств наследственности. На стыке наук возникают новые области генетики: биохимическая генетика, физиологическая генетика, радиационная генетика, математическая генетика и др. Комплексному генетическому анализу подвергались биологические объекты всех организационных структур: вирусы (генетика вирусов), микроорганизмы (генетика микроорганизмов), растения (генетика растений), животные (генетика животных), человек (генетика человека). Именно генетическая программа, формирующаяся в результате объединения генов родителей, передается новому организму. Именно в рамках СТЭ (синтетическая теория эволюции) устанавливалась взаимосвязь эволюционных процессов на микро- и макроуровнях. СТЭ (неодарвинизм ) исходит из того, что эволюция осуществляется в процессе естественного отбора наследуемых изменений, случайным образом возникающий среди особей популяции. Количество изменений, которые повышают приспособленность особей к природной среде, постепенно увеличивается в популяции, а изменения, действующие в противоположном направлении, нивелируются . Одним из определяющих источников наследственной изменчивости вида считаются спонтанные мутации генов. На современном этапе развития эволюционной теории ученые приближаются к ответу на вопрос о направлениях эволюции. В целом развитие живых систем определяется совершенствованием их адаптивных функций в единстве со структурными преобразованиями. Направленность развития - интегральная характеристика развития, выражающая его целостность. Энергия не создается и не исчезает, а в процессе развития может переходить из одной формы в другую. Живая система стремится к получению энергии, что и обеспечивает ее сохранение и развитие. Согласно второму закону термодинамики, все формы энергии стремятся перейти из более организованного в менее организованное состояние - энтропия, следствием которой является направленность развития от порядка к хаосу. Негэнтропийность - термодинамическая характеристика адаптации.
3 5 . Сущность генетики как науки. Теоретическое и практическое значение современной генетики .
Генетика – это биологическая наука о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Она является научно основой для разработки практических методов селекции, т.е. создания новых пород животных, видов растений с нужными человеку признаками. Центральным понятием генетики является «ген». Это элементарная единица наследственности, характеризующаяся рядом признаков. Гены, как правило, располагаются в ядрах клеток. Они имеются в каждой клетке, поэтому их количество может достигать многих миллиардов. В основу генетики легли легли закономерности наследственности, обнаруженные австрийским биологом Г.Менделем при проведении опытов по скрещиванию различных сортов гороха. Основными направлениями исследований ученых-генетиков в 20в. стали следующие: 1) изучение предельно мелких материальных структур; 2) исследование механизмов и закономерностей передачи генетической информации от поколения к поколению. 3) изучение механизмов реализации генетической информации в конкретные признаки и свойства организма. 4) выяснения причин и механизмов изменения генетической информации на разных этапах развития организма. Важнейшими задачами, которые решают сегодня ученые-генетики является выбор оптимальной системы скрещивания и эффективного метода отбора, управление развитием наследственных признаков. Крупнейшее открытие современной генетики связано с установлением способности генов к перестройке, изменению. Эта способность наз.мутированием . Мутации для организма бывают полезными, вредными и нейтральными. Одним из результатов мутации может быть появления организма нового вида – мутанта . Причины мутаций до конца еще не выснены. Однако установлены основные факторы, вызывающие мутации. Это мутагены , рождающие изменения. Одним из наиболее опасных видов мутагенов являются вирусы . Они не имеют клеточного строения, не способны сами синтезировать белок, поэтому получают необходимы вещества, проникая в клетку. У человека вирусы вызывают множество заболеваний, включая грипп и СПИД. Успехи современной генетики явились еще одним свидетельством универсального единства живой природы. Достижения генетиков открыли дорогу для познания сущности жизни, новых способов изменения ее сложившихся форм.
36. Сущность и основные принципы биоэтики как науки.
Под биологической этикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали, в которых осмысливаются проблемы добра и зла, совести, долга, чести и т. д., к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии а также в ходе практического применения ее результатов. Выделение биоэтики в особую сферу этических знаний было продиктовано возникновением в процессе развития биологии и ее практического использования ряда острых проблем, требующих специального этического осмысления. Первоочередной среди них стала угроза уничтожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только политики, но и ученые, особенно физики, химики, биологи. В связи с достижениями биологических наук возникли и некоторые, скажем так, частные проблемы. Например, целесообразность поддержания жизни смертельно больного человека, допустимость использования человеком его права на смерть", проведения научных экспериментов над животными и людьми, наконец, целесообразность применения генетики для клонирования (копирования) животных и людей. Так, весной 1997 г. общественное мнение Великобритании было буквально потрясено известием о том, что доктор И. Вилмуг с группой ученых биологического института в Эдинбурге получил искусственным путем ягненка по имени Долли. Причем как заявил, комментируя этот факт, известный британский биолог автор книги «Генетическая революция", П. Диксон, "эта технология, конечно, потенциально применима и к людям" Примечательно, что под давлением общественного мнения британское правительство было вынуждено незамедлительно прекратить финансирование программы, выполняемой учеными Эдинбурга. В то же время практичные американцы отреагировали на эту научную сенсацию совершенно иначе, определив в ходе оперативно проведенного опроса первых кандидатов на генетическое копирование. Ими оказались Р. Рейган мать Тереза и известный баскетболист М. Джордан ». В ходе решения подобных и других биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики , некоторые из которых широко признаны уже сегодня.
- Принцип единства жизни и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленность . Если жизнь является высшим проявлением упорядоченности, организованности в мире природы, то этика - есть высшее выражение сил, противостоящих хаосу в обществе. Учитывая это глубокое родство между феноменом жизни и этикой, следует постоянно учитывать этические нормы как в науке, так и на практике.
Признание жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип «благоговения перед жизнью» . По выражению крупнейшего русского философа В. Соловьева, "жизнь есть самое общее и всеобъемлющее название для полноты действительности везде и во всем".
- Принцип гармонизации системы "человек-биосфера" , выдвигающий в качестве самой актуальной задачи современности налаживание оптимальных взаимоотношений между человеком и природой, требующий от ученых и практиков все более полного учета биологических оснований социального бытия, упорного поиска путей превращения биосферы в ноосферу (В.И. Вернадский) и предотвращения возможности (ныне ставшей реальной) ее уничтожения.
На основе этих основных принципов и будет, по-видимому, складываться будущий свод правил и норм биологической этики. В рамках биоэтики обсуждается вопрос о степени допустимости по моральным, этическим и гуманистическим соображениям генетических исследований, особенно связанных с возможностью манипулирования личностью; о пределах изменений индивидуальности человека с помощью методов генетики. Биоэтика является важным элементом "кодекса поведения" , регулирующего соотношение свободы научного творчества ученого и определенных этических ограничений в области генетических исследований человека.
37.Основные этапы развития учения о биосфере. Человек и биосфера .
Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами. 2 главных компонента биосферы – живые организмы и среда их обитания – непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном органическом единстве. Многообразие живых систем поражает воображение. В наст.вр.насчитывается около 1,2 млн. видов животных и 05, млн. видов растений. Одним из первых в науке комплексное учение о биосфере стал разрабатывать выдающийся русский ученый В.И.Вернадский. Он не ограничивал понятие о биосфере только «живым веществом». В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни. Говоря о принципах существования биосферы он прежде всего уточняет понятие и способы функционирования живого вещества. Живой организм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентом. При этом живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое. Современное естествознание вводит новое понятие – «коэволюция», означающее взаимное приспособление видов. Именно коэволюция обеспечивает условия взаимного сосуществования и повышения устойчивости биоценоза как системы. Развитие биосферы происходит путем углубления взаимодействий живых организмов и среды. В ходе эволюции постепенно происходит процесс планетарной интеграции , т.е.усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого. Последствия появления человека как существа, обладающего разумом, и его связь с биосферой многофункциональны. Так, для удовлетворения своих потребностей человек использовал десятки и стони видов диких живых организмов. С одной стороны, он одомашнил или вывел огромное количество животных и культурных видов растений, тем самым значительно увеличив разнообразие органических форм в биосфере. С другой стороны, многие виды растений и животных были подвергнуты им беспощадному сознательному или несознательному уничтожению.
38. Взаимовлияние природы и человека. Сущность географического детерминизма.
Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом . Вне природы и использования созданных на ее основе предметов человек не существует. Наиболее тесно человек связан с такими составляющими природы и биосферы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда есть та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни человека, в первую очередь в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни человека, и прежде всего на развитие материального производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой разделения труда (охота, рыбная ловля, земледелие и т.д.) От особенностей географической среды зависят конкретные направления человеческой деятельности. Неблагоприятные природные условия существенно тормозят общественное развитие. Если бы человек находил все необходимые средства к существованию в природе в готовом виде, то не было бы стимулов для совершенствования производства, а следовательно, и для собственного развития. Степень воздействия природы и зависимость человека от нее столь велики, что осознание этого послужило основой для появления целого направления в науке – географического детерминизма . Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества решающим образом определяется влиянием на него различных географических (природных) факторов. Человек и общество являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом). По-разному можно оценивать теории, которые относят к географическому детерминизму. Но очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека. В то же время практика, традиционно используемая в качестве основного критерия истинности любых теорий, свидетельствует и о значительной степени независимости общества от природы, о возможности самого человека творить свою судьбу, несмотря на превратности климата, погоды и другие природные сюрпризы.
Критика дарвинизма велась со дня его возникновения. Одним не нравилось, что изменения, по Дарвину, могут идти во всех возможных направлениях и случайным образом. Концепция номогенеза утверждала, что изменения происходят не беспорядочно и случайно, а по законам форм. Русский ученый и революционер П. А. Кропоткин придерживался точки зрения, в соответствии с которой взаимопомощь является более важным фактором эволюции, чем борьба.
Эти возражения не могли поколебать общей теории эволюции вплоть до появления под влиянием экологических исследований концепции коэволюции, которая смогла объяснить возникновение полов и другие феномены. Как химическая эволюция - результат взаимодействия химических элементов, так по аналогии биологическая эволюция может рассматриваться как результат взаимодействия организмов. Случайно образовавшиеся более сложные формы увеличивают разнообразие и стало быть устойчивость экосистем. Удивительная согласованность всех видов жизни есть следствие коэволюции.
Концепция коэволюции объясняет и факты альтруизма у животных: заботу о детях, устранение агрессивности путем демонстрации «умиротворяющих поз», повиновение вожакам, взаимопомощь в трудных ситуациях и т. п.
Гипотеза Гея-Земли .
Эта гипотеза возникла в последние два десятилетия на основе учения о биосфере, экологии и концепции коэволюции. Авторами ее являются английский химик Джеймс Лавлок и американский микробиолог Линн Маргулис. Вначале была обнаружена химическая неравновесность атмосферы Земли, которая рассматривается как признак жизни. По мнению Лавлока, если жизнь представляет собой глобальную целостность, ее присутствие может быть обнаружено через изменение химического состава атмосферы планеты.
Лавлок ввел понятие геофизиологии, обозначающее системный подход к наукам о Земле. Согласно Гея-гипотезе, сохранение длительной химической неравновесности атмосферы Земли обусловлено совокупностью жизненных процессов на Земле. С начала жизни 3,5 млрд. лет назад существовал механизм биологической автоматической термостатики, в котором избыток двуокиси азота в атмосфере играл регулирующую роль, препятствуя тенденции потепления, связанной с возрастанием яркости солнечного света. Другими словами, действует механизм обратной связи.
Лавлок сконструировал модель, в соответствии с которой при изменении яркости потоков солнечного света растет разнообразие, ведущее к возрастанию способности регулировать температуру поверхности планеты, а также к росту биомассы.
Суть Гея-гипотезы: Земля является саморегулирующейся системой, созданной биотой и окружающей средой, способной сохранять химический состав атмосферы и тем самым поддерживать благоприятное для жизни постоянство климата. По Лавлоку, мы - обитатели и часть квазиживой целостности, которая обладает способностью глобального гомеостаза, снисходительного к нарушениям, если она в хорошей форме, в пределах своей способности к саморегуляции. Когда подобная система попадает в состояние стресса, близкого к границам саморегуляции, даже маленькое потрясение может толкнуть ее к переходу в новое стабильное состояние или даже полностью уничтожить.
В то же время «Гея» превращает даже отбросы в необходимые элементы и, видимо, может выжить даже после ядерной катастрофы. Эволюция биосферы, по Лавлоку, может быть процессом, который выходит за рамки полного понимания, контроля и даже участия человека.
Подходя к Гея-гипотезе с биологических позиций, Л. Маргулис полагает, что жизнь на Земле представляет собой сеть взаимозависимых связей, позволяющих планете действовать как саморегулирующаяся и самопроизводящая система. В 60-х годах Маргулис предположила, что эукариотические клетки произошли в результате симбиотического союза простых прокариотических клеток, таких как бактерии.
Маргулис выдвинула гипотезу, что митохондрии (клеточные органеллы, которые производят энергию из кислорода и углеводов) произошли от аэробных бактерий; хлоропласты растений когда-то были фотосинтезирующими бактериями. По мнению Маргулис, симбиоз - образ жизни большинства организмов и один из наиболее созидательных факторов эволюции. Например, 90% растений существуют вместе с грибами, поскольку грибы, связанные с корнями растений, необходимы им для получения питательных веществ из почвы. Совместная жизнь приводит к появлению новых видов и признаков. Эндосимбиоз (внутренний симбиоз партнеров)-механизм усложнения строения многих организмов. Изучение ДНК простых организмов подтверждает, что сложные растения произошли из соединения простых. Схематически это можно представить следующим образом:
Такая симбиотическая коэволюция хорошо согласуется с данными синергетики, и ею можно объяснить образование колонии амеб под влиянием недостатка пищи и образование муравейника. В синтетических терминах это описывается так. Начальной «флуктуацией» является несколько большая концентрация комочков земли, которая рано или поздно возникает в какой-то точке области обитания термитов. Но каждый комочек пропитан гормоном, привлекающим других термитов. Флуктуация растет, и конечная площадь гнезда определяется радиусом действия гормона.
Так происходит переход от целесообразности на уровне организмов к целесообразности на уровне сообществ и жизни в целом - целесообразности в научном смысле слова, определяемой тем, что существуют не внешние по отношению к сообществам, а внутренние объективные надорганизменные механизмы эволюции, которые и изучает наука.
С точки зрения концепции коэволюции естественный отбор, который играл главную роль у Дарвина, является не «автором», а скорее «редактором» эволюции. Конечно, в этой сложной области исследований науку ждет еще немало важных открытий.