Собор грузинских святых. Чем известна святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии? Сказания и мечты о стране Иверии
Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.
Знамениты святые места в Грузии
Бодбийский монастырь
Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.
Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.
Патриарший собор Светицховели
Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.
Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.
Монастырь Самтавро
В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро , состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.
Внутри строения содержится много интересных святынь:
- икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
- мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
- икона Иверской Божьей Матери;
- могила царицы Наны;
- часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.
Собор Сиони
Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.
Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.
Монастырь Джвари
По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.
Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.
Другие грузинские святыни
Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:
- Монастырский комплекс Шемокмеди – сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
- Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
- Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
- – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
- Храм Метехи – является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.
Практически каждая страна имеет праведника, который считается покровителем его земли. Есть свой любимый и самый почетный кумир и в Грузии. День святой Нины - 27 января в этом крае очень важное событие.
Характер особы
Имя этой блаженной в Грузии такое же популярное, как Татьяна в России. Более того, каждый житель страны знает, когда именно отмечают день памяти этой персоны. Женщину считают просветительницей и покровительницей этого края.
По характеру девочки, которых называют этим именем, очень терпеливы и добродушны. Они с детства проявляют воспитанность и толерантность. И это не удивительно. Ведь их небесная защитница, в свое время, была очень милосердной ко всем без исключения. Она помогала как христианам, так и язычникам, независимо от религии. В молодости женщины с таким именем во всех поступках стараются быть мудрыми. А в старости становятся примером для подражания. Многими положительными качествами обладала святая дамы с таким замечательным именем отмечают - 27 января. Именно в этот день праведница покинула земной мир и перешла в небесный.
На иконе равноапостольная изображается с крестом, на котором вьется виноградная лоза. Также в другой руке она держит Евангелие. Именно со словом Божьим блаженная ходила по миру. За заслуги и великую миссию эту женщину приравнивают к равноапостольным.
Биография женщины очень трогательная и интересная. Святая Нина прожила удивительную жизнь. Но ее история началась еще задолго до рождения праведницы.
Судьба быть проповедницей
Сразу после вознесения Христа на небо, его ученики собрались, чтобы кто в какую сторону пойдет прославлять имя Господне. Например, Андрей Первозданный пошел на земли, где впоследствии образовалась Киевская Русь. Вместе с учениками Иисуса, там была Божья Матерь. Пречистая, увидев, что лучшие христиане расходятся по миру, чтобы рассказывать язычниками о Всевышнем, сказала, что тоже хочет проповедовать. Отказать ей в такой просьбе, апостолы не посмели. Поэтому Марии выпала дальняя страна Иверия, где более двух веков спустя жила святая Нина. Сейчас это территория современной Грузии.
Получив свой удел, Матерь Божия уже готова была отправиться в путь. Но вдруг перед ней явился ангел и велел подождать. Он заверил женщину, что она обязательно исполнит свое предназначение. Однако сейчас для этого не подходящее время.
А около 280 года в городе Каппадокии, что находится на территории современной Турции, родилась девочка, которую назвали Нина. Рядом с их домом было много грузинских поселений. Родители были добрыми христианами. Отец военнослужащий и не один раз помогал верующим людям избегать смерти от рук царей-язычников. Его род был очень известным и пользовался уважением. Из этой семьи происходил великомученик Георгий. Поэтому, можно смело утверждать, что Святая Нина получила в наследство любовь к Богу.
Мать девочки была сестрой Иерусалимского Патриарха. Их семья была очень уважаемой и пользовалась благосклонностью самого императора.
Трогательный рассказ
Когда девочке было двенадцать, родители пошли в Иерусалим и там решили посвятить свою жизнь служению Господу. Отец отправился в пустыню, а маму поставили в диаконисы, чтобы при церкви она помогала бедным и обездоленным. Жаль было расставаться с единственным ребенком родителям. Но они знали, что ее ждет большое будущее, проводником в котором будет Божья Матерь. Дальнейшая судьба мамы и отца осталась неизвестной для истории.
Святая Нина отправилась к праведной старушке, которую звали Нианфоре. Бабушка рассказывала девочке о жизни Иисуса. Биография Сына Божьего настолько сильно трогала ребенка, что та не один раз плакала. Уже через два года она стала истинной верующей. Тогда наставница рассказала ученице о распятии и муках Спасителя. Нина увлеклась историей. Ее очень заинтересовала судьба хитона Господнего. Эта одежда имела большое значение для христианского мира. Как и все вещи Мессии, она обладала удивительным даром исцеления.
Девушка спросила, что случилось с хитоном Христа. На это женщина ответила, что по преданию воины, которые присутствовали при распятии, бросили жребий. Поэтому одежда досталась солдату. Потом ее перекупил мужчина, который был грузином. Затем он отнес ее в Иверию.
Очень растрогалась от этой истории Святая Нина. «Грузинская земля и территории, которые ее окружают, - добавила наставница, - до сих пор остаются жить в незнании, а люди там повинуются языческим богам».
Великая миссия
Много времени девушка размышляла над тем, как несправедливо обошлись с реликвией. В своих молитвах праведница просила у Девы Марии помочь ей попасть в далекую страну Иверию, для того, чтобы найти хитон, а также проповедовать истины Господни. Она горела желанием показать людям, которые там живут, силу Божью и наставить их на правильную веру.
Молитвы были услышаны. Во сне к благочестивой деве пришла Мария. Матерь Божия сказала девушке, чтобы та отправлялась в далекую страну. Также Богородица объяснила, что станет ее покровительницей. Тогда сомневалась в своей силе святая Нина. Крест, сплетенный из лозы, который дала ей Мария во сне, был реальный и наяву. Вручая реликвию девушке, Богородица сказала, что этот символ станет ее оберегом и будет отгонять беду.
На следующий день праведница пошла к Патриарху. Когда он услышал о сне и увидел крест, благословил Нину на путешествие. Она пошла вместе с другими девами, которые бежали от римского языческого царя. Однако их дорога была недолгой. Враги догнали христиан и жестоко расправились с ними. Избежать злой судьбы удалось лишь Нине. Тогда она спряталась в кустах розы. Руководила ею высшая сила. Тяжело было смотреть, как жестокие язычники расправляются с христианками. Но не только картину смерти увидела святая Нина, просветительница Грузии. Ей было открыто чудо. Она наблюдала за тем, как души невинных девушек восторгаются к Богу. День памяти этих дев - 30 сентября.
Сила молитвы
Продолжила нелегкий путь девушка одна. Много опасностей и неприятностей ждали ее на пути. Но чудесным образом праведница всегда спасалась. По дороге она знакомилась с грузинскими семьями и изучала их традиции. Когда христианка, наконец, дошла до города, где по поверью был спрятан хитон, то увидела страшную картину. Язычники приносили жертву идолам. Этот ритуал так неприятно поразил девушку, что она в тот же момент начала молиться Господу о том, чтобы он лишил этих людей ложной веры. В ту же минуту грянул гром и молния, и языческие кумиры сгорели дотла. Тогда народ понял, что сильнее Бог, чем их идолы.
Нина жила в доме царского садовода. Они с женой не имели детей и приняли иностранку как сестру. В уголке парка поселилась святая Нина. Молитва была чистой и искренней. Очень скоро к ней за знаниями и помощью стали обращаться люди. Первой, кого она исцелила, была жена садовода. После этого чуда женщина стала матерью многих замечательных детей. Все больше людей принимали веру Христа и исцелялись.
Один из новообращенных рассказал Нине удивительную историю. Оказалось, что некий человек из Грузии выкупил хитон у воина, который был при казни Иисуса. Его мать еврейка предрекала смерть Иисуса и очень из-за этого переживала. Она почувствовала кончину Мессии и умерла сама, за тысячу километров от центра событий. Когда сын вернулся домой, то его сестра, услышав историю о Христе, прижала к себе одежду, горько заплакала и упала замертво. Как ни старались, но не смогли вырвать из крепких рук святую реликвию. Поэтому похоронили девушку вместе с хитоном. Однако место захоронения было неизвестно. Но говорили, что тело спрятано в царском саду. Поэтому начала собственные поиски святая Нина Грузинская. Тогда она часто останавливалась у большого кедра и молилась там.
Дар целителя
Только царь Мириан не прекращал поклоняться идолам. Он даже намеревался уничтожить всех христиан на своей земле. Но тогда в его глазах потемнело, и он потерял зрение. Долго просил повелитель своих богов помочь ему, но тщетно. Только когда он попросил христианского Господа о спасении, то снова начал видеть. Сразу после этого события он упал к ногам Нины и просил научить его быть истинным верующим.
Продолжала открывать тайны религии людям блаженная. Говорила об истинной вере праведница. Царь попросил приехать из Греции священников, которые также учили народ. Поэтому, шаг за шагом, становилась православной Грузия. Святая Нина, тем временем, продолжала творить чудеса.
Решил царь поставить в своем саду церковь. Место выбрал необычное. Там тогда рос огромный кедр, под которым не раз после исцелялись люди. А перед тем блаженной приснился сон, в котором она увидела, что именно под этим деревом спрятан хитон. Поэтому исполнилось желание праведницы. С шести веток кедра сделали столбы для храма, а седьмую поднять не могли. С нее, как и предполагала Нина, пошло миро. Оно лечило даже безнадежно больных людей.
Очень много народа поверило во Всевышнего и крестилось за эти годы. Однако в горах остались племена, которые все еще жили в темноте. Поэтому, отказываясь от почестей и славы, Нина решила пойти в те далекие земли, чтобы помочь язычникам принять истинного Бога. Прислушались жители гор к словам праведницы и начинали верить во Христа.
Слава, сквозь века
Много добра сделала чужеземка. Из-за ее большой силы и безграничной веры отмечает православный мир день святой Нины. Прожила женщина 65 (67 - по другим источникам) лет. Из них 35 провела в Грузии, проповедуя слово Божие.
Свою смерть она почувствовала раньше, поэтому попросила друзей забрать ее с гор в царский сад. С легким сердцем отходила женщина в небесный мир. Возле постели умирающей собралась толпа. Одной из своих учениц равноапостольная Нина рассказала о своей жизни. Именно из этих записей нам сегодня известна история покровительницы Грузии.
Завещала благодетельница похоронить тело на месте скромной палатки, в конце сада, где она провела все эти годы. После смерти целительницы царь решил, что непогрешимую следует похоронить в столичном храме. Но как ни старались, не смогли поднять тело покойной. Поэтому правитель решил построить вокруг этого места церковь. Дело царя завершил его сын.
Храм Святой Нины находится в восточной части Грузии - Кахетии. Неоднократно здание обновлялось. Но за все годы существования осталась целой гробница проповедницы. Есть легенда, что когда варвары и монголо-татары подходили к гробнице, то даже пальцем боялись ее тронуть. Такой прекрасной и одновременно сияющей она была. Со временем сооружение расширялась. Освятили церковь в честь известного родственника женщины - святого Георгия.
Грузины во все века почитали эту святую. Поэтому долгое время на могиле даже проходили коронации.
Память о равноапостольной Деве
Церковь Святой Нины в свое время превратилась в монастырь. И это сооружение играло более глубокую роль, чем просто духовную. Здесь работала богословская школа, крупнейшая в стране библиотека, преподавали гуманитарные и точные науки.
Тяжелые времена ждали святыню в советский период. Ее разворовали и чуть не уничтожили. После распада СССР храм снова заработал. Монахини здесь не только занимаются обычными работами с хозяйством, но и переписывают священные тексты, вышивают и рисуют картины.
Сегодня мощи проповедницы хранятся в Бодбийском монастыре.
Этот женский монастырь остается одним из крупнейших в Грузии. Кроме того, что несет эстетическую ценность храм, он еще и обладает колоссальной энергией. Каждый, кто приходит сюда, чувствует благое веяние. Многие люди приезжают сюда и за советом и за спасением. Монастырь Святой Нины радостно принимает добрых гостей, независимо от времени года.
Однако тем, кто хочет увидеть крест праведницы, нужно будет посетить другую святыню. Реликвия, в ходе исторических событий, оказалась в главном соборе в Тбилиси. Этот крест вручила Нине Божья Матерь. Следует отметить, что он очень отличается от других символов. Его концы опущены вниз, он сплетен из виноградной лозы и опутан волосами праведницы. Особенно много людей у реликвии в день святой Нины.
Но возле монастыря осталась пещера, где когда-то молилась женщина. Там она готовилась к нелегкой миссии в горах. Из-за просьб и слез начала из камня выделяться вода. Сегодня этот источник дарует людям исцеление.
Выполнила задание, которое доверила ей Божья Матерь, проповедница идеально. Так как ее поучения и наука имели успех, Церковь называет праведницу - равноапостольной. Поскольку эта женщина, как и другие ученики Иисуса, способствовала тому, что принял крещение весь народ страны. Именно поэтому Грузия, как и весь мир, отмечает день святой Нины - 27 января.
Чужеземная целительница
Блаженной можно молиться об исцелении детей. История свидетельствует, что праведница нередко помогала несчастным малышам. Как только она поселилась в царском саду, то одним из первых пациентов стал сын несчастной женщины. Мать ходила по улицам с крохой на руках и умоляла прохожих о помощи. Но никто из людей не мог помочь ее умирающему ребенку. Тогда бедная женщина пошла к святой. Праведница приказала положить малыша на кровать из листьев. Потом начала молиться над ним. Через некоторое время мальчик выздоровел и начал радостно играть.
Это не единственный случай, когда помогла ребенку святая Нина. Равноапостольная дева не имела предубеждений и лечила всех, как язычников, так и христиан. Когда с ветки кедра начало стекать миро, к дереву пришла женщина, сын которой семь лет лежал в болезни. Она сказала праведнице, что искренне верит в Господа и Сына Его. Тогда Нина положила руку на ствол, а после на ребенка - и тот чудом вылечился.
Поэтому обращаться к святой могут с молитвами все. Она помогает детям, болезни которых считают безнадежными. Просить у блаженной стоит искренне и откровенно. не зависит от места, где прочитанный текст. Если просьба хорошая, то она обязательно сбудется.
Не только с детьми работала христианка. Лечит и тех, кто потерял зрение святая Нина. Равноапостольная еще при жизни имела дар исцелять этот недуг. Легенды гласят, что когда кедр начал пускать миро, то к нему пришел старый еврей. Он от рождения не видел. Почуяв о чудесах, которые делает христианская вера, он возложил надежды на Сына Божьего и милость Всевышнего. Почувствовав в мужчине добрые намерения, Нина намочила руки в чудодейственное миро и помазала им глаза дедушки. В тот же миг еврей прозрел. Старик увидел свет.
Защитница путешественников
Просить у целительницы можно и о рождении детей. Как говорилось в истории, чужеземка помогла жене садовода первой. После чуда женщина стала счастливой матерью многих замечательных детей. Поэтому если кто из пары страдает бесплодием, ему поможет в беде святая Нина. Икона, крест или гробница православной праведницы имеют одинаковую силу.
Еще одна причина обратиться с молитвами к благодетельнице - уныние родного человека. Если друг или родственник потерял веру в Господа или перешел в секту, то проповедница сможет помочь. При жизни она боролась с темнотой других религий. Нередко могла стать жертвой язычников. Но, благодаря вере во Всевышнего, спасалась. Поэтому даже после своей смерти Нина сможет образумить человека и вернуть ему веру.
В день святой равноапостольной Нины следует молиться праведнице. Обращаться к небесной жительнице можно такими словами: «Чудотворная и добродушная защитница Грузии. К тебе припадаем и просим у тебя помощи. Отгони от нас зло и нечисть, забери помыслы недобрые и скорби напрасные. Проси за нас во Всевышнего нашего. Дай нам силу, которая была дарована тебе. Отведи от наших домов и сердец бесов злых. Пусть крепнет вера наша, как росло слово твое чистое».
Также этой праведнице молятся те, кто отправляется в дальнюю дорогу или собирается сделать какое-то важное, великое дело. Равноапостольная дева покинула свой край, чтобы помочь другим людям познать Господа. Поэтому она стала покровительницей путешественников. Тем, кто часто странствует, надо помолиться проповеднице в день памяти святой Нины.
Просить помощи у блаженной нужно непритворно, от души. Слова чистые и искренние обязательно услышит праведная женщина. Милосердная и добрая проповедница никогда не оставит человека в беде. За свою земную жизнь она никому не отказала в теплом слове и лечении.
Православная вера очень сильна. Но истинные тайны она открывает тем, кто знает истории. Жизнь этой женщины - удивительная. Узнав об этой персоне, человек начинает по-другому смотреть на религию.
Ответ редакции27 января Русская православная церковь отмечает день памяти святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии. Равноапостольными Православная церковь называет святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.
Девочка из Каппадокии
Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её отец, Завулон, происходил из знатного рода и находился на военной службе у императора Максимиана, а мать — Сусанна — была сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.
Нина была единственным ребёнком у родителей. Когда девочке исполнилось 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, где её мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а отец посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских.
Сказания и мечты о стране Иверии
Крест святой Нины. Фото: wikipedia.org
В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.
Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».
Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на-пи-сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).
Крещение Грузии
Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284-305).
Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.
От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.
Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).
По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.
Кафедральный собор Светицховели в Мцхете. Фото: РИА Новости / Алексей Куденко
День памяти святой Нины
Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своём происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской , послужил основанием жития святой Нины.
Святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе. Она скончалась 27 января (14 января по старому стилю) 335 года (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).
Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести её останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.
Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 27 января, в день её кончины.
Почему Святую Нину считают покровительницей Грузии?
В Грузии Святую Нину почитают больше всех из святых и считают своей покровительницей. Она прославилась проповедованием Евангелия и обращением жителей Иверии (нынешней Грузии) в христианскую веру. В 326 г. н.э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповедям Святой равноапостольской Нины.
Бодбийский монастырь. Фото: wikipedia.org
Как праздник называется в Грузии?
В Грузии День Святой Нины называют Нинооба. Грузинская Православная церковь поминает святую Нино дважды в год: 27 января, в день ее кончины, и 1 июня — в день ее пришествия в Грузию. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов, возведенных в честь святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый ее волосами.
Как праздник отмечают в Грузии?
Праздник Нинооба отмечается в Грузии особенно торжественно. Службы в этот день проходят не только в столице, но и во всех других православных храмах страны. Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодежи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии.
СЕНТЯБРЬ
4 Симеон Гареджели, прп., игумен Давид-Гареджийской лавры, + 1773
8 Иоанн (Майсурадзе), + 1957, и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), + 1962, Бетанийские прпп.
12 Георгий Чкондидели, свт., еп. Чкондидский, мцигнобартухуцеси, + 1118
Досифей Тбилели, сщмч., митр. Тбилисский, + 1795
13 Кетеван, вмц., царица Кахетинская, + 1624
15 Иосиф Алавердели, свт., еп. Алавердский, + 570
16 Исаак и Иосиф, братья, мчч., + 808
18 Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч.,+ 1661
25 Арсений I Великий, свт., католикос Мцхетский (Картлийский), + 887
29 Онуфрий (Онисифор) Гареджели, прп., +1786
1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели
Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в.
Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033
2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740
4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642
5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861
Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.)
7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763
13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп.
16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70
19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314
26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907
28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в.
29 Серапион Зарзмели, прп., + 900
30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465
31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240
3 Николай Мнатоби, прп., +1308
4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846
10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303
Константи-Кахи, кн., вмч., + 852
17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г.
19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г.
23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г.
29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502
Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в.
Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в.
2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08
11 Собор святых ГПЦ
12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в.
19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. ХI в.
21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в.
27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в.
31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы
2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777
3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в.
Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953
4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в.
8 Або Тбилели, мч., VIII в.
14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335
15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в.
18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923
Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, ХI в.
19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в.
20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944
25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896
26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125
29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829
31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213
4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в.
6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127
7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815
10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., ХIII в.
12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их:
Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в.
Николай, Двали. мч., + 1314
14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864
17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-нач.XIX вв.
18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91
19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311)
22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз,
3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001
Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск, + 308
6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821
10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв.
12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289
16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927
ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в.
17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802
28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751
1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв.
2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв.
10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г.
14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887
15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока.
17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в.
18 Василий Ратишвили, прп. XIII в.
21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822
29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.
1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213
Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528
3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744
Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в.
7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв.
Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.).
9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в.
10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771
13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028
Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065
Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/ 76 или 1280
15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в.
18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693
19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335
20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в.
Празднование Манглисского Креста
22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308
23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157
27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI
1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700
2 Стефан Пиперский, прп., 1697
5 Празднование Мцхетского Джвари
8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609
9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в.
12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в.
13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716
16 Собор груз. афонских преподобных
Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612
17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227
18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в.
21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761
Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622
27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065
Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77
Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921
30 Динар, св. царица Грузии, X в.
2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы
3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068
8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379
12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в.
Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6
18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630
20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г.
Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907
24 Иларион Твалели, прп., XI в.
28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30
29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589
30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в.,
31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018
3 Ражден, первомученик ГПЦ, + 457
Собор Марабдинских воинов-мучеников (9 или 10 тыс.), погибших в битве против иран. шаха Аббаса II, среди них: епископы Руставский и Харчашнийский, полководец Теймураз Мухранбатони, знаменосцы - 9 братьев Херхеулидзе, их мать и сестра, 9 братьев Мачабели и 7 братьев Чолокашвили, +1625
8 Евфимий Многотрудный (Гареджели, Натлисмцемели; Мчеделашвили), прп., архим., настоятель Иоанно-Предтеченского мон-ря в Гареджи, гимнограф, + ок. 1804
12 Собор Давидгареджийских преподобномучеников: иером. Геронтий и Серапион, иеродиак. Отар и Симеон, мон. Виссарион и Герман, послешник Михаил Гареджели (Гареджийские), прмчч., убиенные племенами леков (лезгин), 1851
14 Собор новомучеников, пострадавших во время репрессий, среди них: священномученики митр. Кутаисско-Гаенатский Назарий (Лежава), священники Герман (Джаджанидзе) и Иерофей (Николадзе), архим. Симеон (Мчедлидзе), протодиак. Виссарион (Кухианидзе) (+1924).
16 Христофор Гуриели (Гурули), прп., XVI в.
17 Тбели Абусеридзе, прав., церк. деятель, гимнограф, агиограф, ХIII в.
18 Христодул Философ, прп., XII в.
21 Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцмидели, Самебели (Степанацминдский, Самебский), прп., один из Сирийских отцы, основателей монашества в Грузии, VI в.
Сармеан, свт., католикос Картли, + 779
24 Серапион Гареджели (Натлисмцемели), прп., + 1740
28 Шушаник, мц., + 475
Подготовлено Н.Т.-М.по Православному календарю Грузинской Православной Церкви за 2008 год (Тбилиси,2007)
10(23) ноября Грузинская Церковь прославляет страдания святого великомученика и Победоносца Георгия. В этот день святой великомученик был подвергнут колесованию - пытке, не уступавшей по жестокости распятию на кресте. Пытки в языческом мире были не только средством устрашения народа, это было особым видом искусства. Его хранил, как сакральное предание, вскормленный молоком волчицы Рим, «Новый Вавилон», город, попиравший своим сапогом три части света: Европу, Азию и Африку. Римский Колизей, где гладиаторы бились со львами, где христиан бросали на съедение диким зверям, стал сердцем языческого мира. Там встречались вместе император, жрецы и простолюдины; их объединяло одно чувство - наслаждение страданиями, жажда крови. Арена цирка представляла собой «сад пыток», заботливо взращенный руками жрецов, магов и весталок - дев, посвященных демону. Умение пытать и убивать людей было доведено до степени артистического Мастерства.. Палачи были виртуозами своего дела. Новый вид мучения и смерти воспринимался толпой, как блестящее театральное представление, им восхищались, как изобретением государственной важности. Колизей- храм сатаны, обнажал демоническую сущность языческого мира. Сатана - великий артист, которого Христос назвал лжецом и человекоубийцей, открыл в «Новом Вавилоне» театр смерти, но кровь мучеников сделала Колизей святым местом для христианского мира. Кровь Христа искупила человечество; кровь мучеников, по словам Тертулиана, «явилась семенами будущего восхода Церкви».
Первое гонение на христиан началось во времена Нерона, последнее, десятое, - при Диоклетиане и его преемниках. Им окончился период истории Церкви, названный «эпохой гонений». Однако вся история Церкви - сплошной мартиролог, написанный кровью, каждая страница ее - перечень имен мучеников, ведомых и неведомых миру. В этой царственной, священной книге описаны подвиги и мучения Георгия Победоносца.
На некоторых иконах святой Георгий изображен поражающим копьем Диоклетиана. Этот гонитель христианства, сочетавший в себе необъятную власть императора и оккультные силы верховного жреца Рима, являлся олицетворением язычества. Перед смертью святой Георгий молился, чтобы на нем кончилось гонение, и, хотя оно продолжалось еще несколько лет, это было уже агонией языческого мира, предсмертными судорогами пораженного зверя.
Образ святого Георгия, умерщвляющего дракона, - символ победы святых христианской Церкви над злом и грехом.
Если в церковных песнопениях Христос называется Солнцем, то святые мученики - это Его лучи. Каждый святой - это победа над дьяволом, источником греха. Изображение святого Георгия, поражающего Диоклетиана. - символ победы Церкви над ее видимыми противниками, теми, кто боролся с христианством мечом н огнем, кто пытался железной рукой палача вырвать из груди, народа имя Христа.
Святой Георгий родился в Каппадокии, в горной стране, во многом похожей на Грузию. Через эту местность шли племена предков колхов, направлявшихся из своей прародины Двуречья - колыбели человечества - на север. Отец святого Георгия занимал высокий пост в римской армии. Он открыто исповедовал христианство и претерпел мученическую смерть. После смерти мужа мать святого Георгия удалилась в свое родовое имение, находившееся в Палестине, близ города Лидды. Многие вельможи домогались ее руки, но она оставалась верна своему супругу-мученику, подобно тому, как он был верен Христу.
Детство святого Георгия проходило под покровом молитв его матери. В ней он видел высокий пример христианки, от нее он слышал рассказы о своем отце, дух которого не сломили пытки и не устрашила смерть. Нежную любовь и глубокую привязанность к матери святой Георгий сохранил на всю жизнь. Перед смертью он завещал, чтобы его тело было перенесено на родину матери. В юношеском возрасте святой Георгий по примеру своего отца поступил в армию. Отважный и опытный воин в сражениях с врагами государства, он вскоре получил звание полководца и трибуна. Император Диоклетиан приблизил его к себе и полюбил, как сына. Есть сведения, что император хотел сделать Георгия своим преемником. Это вызывало зависть у царедворцев, которую они до времени скрывали. Они ненавидели Георгия, но не находили повода, чтобы обвинить его в чем-либо перед императором. Диоклетиан в начале своего царствования не преследовал христиан, он разрешил им строить храмы и проводить богослужения. В Никомедии, в резиденции императора, была воздвигнута огромная христианская базилика, вмещавшая до двадцати тысяч человек. Даже среди родственников Диоклетиана были христиане.
Этот император - один из самых противоречивых и трагических персонажей в истории Рима. Он был сыном раба - вольноотпущенника. Нередко в истории Рима императорский трон становился эшафотом, на который возводили царей, словно для того, чтобы затем, как во время сатурналий, сбросить их вниз на копья воинов. Для римских патрициев Диоклетиан - сыр раба из Иллирики, казался Спартаком на престоле Юлиев и Антониев, потомков троянских царей. Диоклетиан показал себя искусным, правителем. Он провел важные реформы в армии и стране, отразил натиск врагов, грабивших провинции. Он сидел на троне Рима столь же твердо, как в седле боевого коня. Так продолжалось пятнадцать лёт. Но небо над империей стали заволакивать тучи. Одно бедствие следовало за другим: голод, эпидемии, восстания в провинциях, сотрясали огромное государство.
Жрецы говорили Диоклетиану, что это признаки гнева богов и скорой гибели империи. Они настойчиво убеждали его: умилостивить богов и спасти страну можно только ценой огромной гекатомбы - уничтожением всех христиан империи. Диоклетиан, будучи верховным жрецом, и сам считал величие и великолепие Рима неразрывно связанным с языческой религией. Римские цезари особенно ненавидели христиан за то, что они отказывались приносить им жертвы, как земным божествам. Диоклетиан созвал совет из своих приближенных, чтобы составить план гонения на христиан. Предполагалось начать гонение внезапно и одновременно во всех областях империи. В ночь на Рождество в Никомедии пролилась кровь первых мучеников, В эту ночь был сожжен столичный храм, переполненный людьми. На совещании во дворце выступил, император. Закончил речь он словами: «Христиан не должно быть». Затем вельможи и полководцы стали предлагать различные планы уничтожения христиан. Святой Георгий находился при царе. Зная о готовящемся гонении, он заранее распорядился отпустить рабов на свободу, продать имущество и раздать бедным. (Он снял с себя ношу мирских забот и почувствовал себя странником на земле).
Встав с места, Георгий обратился к императору со словами:
«Над царями должна царствовать справедливость, а ты замышляешь преступление, неслыханное даже среди варваров; вместо того, чтобы творить правосудие и защищать народ, ты хочешь идти войной против своих же подданных, которые не совершили преступления и не сделали тебе никакого зла».
Кто тебя научил сказать это? - спросил префект столицы.
- Истина, - ответил Георгий.
- А что такое истина? - повторил слова Пилата префект.
- Христос, которого вы собираетесь снова распять.