Посвящение в масоны. Ритуалы масонов: жуткие и глупые Масонские ритуалы
Инициировать, согласно словарному определению, означает вводить кого-либо в круг мистерий.
Мистерии для нас не являются оккультными таинствами, предназначенными для избранных. Они — это наше будущее, которое еще неизвестно для нас и которое нам предстоит открыть, создать.
Инициировать кого-либо — значит поместить его в начало пути.
И это не значит поместить его на
путь или поместить его в начало единственно верного
пути, или поместить его в начало нашего
пути
Мы говорим о его собственной дороге.
Это не тот путь, которому он должен бездумно следовать, но тот, который он должен создать сам, с помощью своих сестер и братьев, оставаясь свободным в своем развитии.
Масонская инициация направлена на того, кем становится франкмасон, создавая подходящие для него жизненные обстоятельства, принимая те клятвы, которые он готов дать.
Клятвы, которые дают франкмасоны, совершенно не противоречат законам Государства. Если говорить в общем, в текстах клятв говорится об обязательстве уважать, осуществлять и воплощать в жизнь известный девиз: Свобода, Равенство, Братство.
Франкмасонство предлагает свои инструменты и свою символическую систему для любого вступившего в Братство, предварительно открыв ему то, кем мы являемся и кем мы хотим быть, после чего он начинает вести свою жизнь так, как он желает.
Масонское развитие не предлагает только интеллектуальный рост, в этом вопросе оно призывает интуицию, воображение, извечную способность творить, которую несет в себе каждый человек.
Кроме обычного языка, мы используем символический язык, основанный на общей культуре, и язык традиции. Опираясь на ритуал, цель которого — собрать разрозненное воедино, Франкмасоны достигают того уровня мышления, которое благоприятствует сопоставлению самых разных идей и создаёт будущее.
Инициация достигается медленно, шаг за шагом, с помощью символической системы, которая является аналогической системой мышления и помогает лучше понимать мифы, историю, события, настоящее, пытаться размышлять о будущем, думать об интересах всего человеческого братства, как в нашей стране, так и за ее пределами.
Мы постоянно обращаем внимание профанов на то, что можно хорошо жить и без масонства и что инициация — это развитие, связанное с клятвами, принесенными самому себе в присутствии других. Это всего лишь клятва, которую вы нынешний приносите себе будущему.
Мы всегда пытаемся узнать, не слишком ли мы беспокоим профана тем, что предлагаем ему пройти часть пути вместе с нами. Мы знаем, что в масонстве личный путь труден для тех, кто не пытается жульничать и кто не влеком одним лишь любопытством.
Инициация — это обязательство, приносимое ордену.
Франкмасонство — это орден, соотносимый со светскими Орденами, с орденами рыцарскими.
Орден, имеющий свои внутренние правила, которые нисколько не ограничивают тех, кто принимает их и готов придерживаться своих клятв и совести (придерживаться, но не слепо подчиняться).
Метод масонской работы состоит в умении слушать. Слушать, чтобы создать самого себя, свое собственное мышление.
Слушать каждого, кто выражает самые разные мысли, но произносит их от своего имени, и никогда не пренебрегать, не отвергать то, что он сказал, предварительно не поразмыслив над этим, взвесив, что вы можете приобрести из его слов. Если вы не согласны с фактами, то вы можете учтиво поправить их, когда вам будет дано слово, однако непозволительно затевать спор, внося противоречия ради забавы.
Следует питать мысли каждого мыслями других и, конечно, никогда не стоит выносить окончательное заключение, поскольку мы считаем, что любая мысль, любая идея является переменчивой, изменяемой и способной к совершенствованию.
Никто не обладает всей истиной и мы тратим много времени на то, чтобы попытаться определить её.
Каждый может дать что-то другим, пусть даже немного, и достоинство каждого заключается в его желании развиваться.
Ни одно слово, сказанное в Ложе, не весит больше другого слова. Слово ученого, старика, юнца, крестьянина, собственника весит ровно столько, сколько весит слово синдикалиста, политика, профессора или студента.
Конечно, это утверждение верно, если речь не идет о технической информации, поскольку каждый, в зависимости от своей компетенции, может расширить взгляд других на тот или иной вопрос, но и это не придает особой значимости его предложениям.
Мы настаиваем на том факте, что мы прежде всего желаем быть слушателями и лишь потом активными ораторами.
Путь Франкмасона является постепенным, мы движемся по нему от градуса к градусу, от степени к степени. Совсем как если бы мы поднимались по лестнице, ступенька за ступенькой, и степени даются нам через постепенное обучение. Мы считаем, что тот, кто слишком торопится, плохо воспринимает учение.
Инициация — это не путь к деистическим религиям, к метафизическим или эсхатологическим системам, то есть к тем, которые появляются в бытие каждого после его смерти.
Масонская инициация предназначена не для того, чтобы заставить нас уйти от тоски смерти, а чтобы завершить свою жизнь до смерти, без безумия, без фатализма.
Она не дает нам уверенность ни в жизни, ни в смерти.
Инициация дает каждому надежду улучшить себя ради своего же блага и ради блага всех людей, с которыми мы делимся своими открытиями.
«Движение вольных каменщиков может восходить к языческим ритуалам, которые практиковали скандинавские викинги», — говорит Арвид Истад (Arvid Ystad). Он автор книги «Вольные каменщики в эпоху викингов», которая вышла этой весной.
Масонский орден обсуждать книгу официально отказался. Масонская газета взяла у Истада интервью, которое не было опубликовано, и сейчас они перестали анонсировать книгу в Frimurerbladet, что планировалось. По утверждениям отдела рекламы газеты, обоснование следующее: «Редакция и Масонская ложа приняли совместное решение о том, что не хотят размещать анонс данной книги».
«Нельзя сказать, что это неожиданная реакция, ведь моя теория подрывает фундаментальные основы Ложи», — говорит Арвид Истад, который сам является масоном 10 степени. Это высшая степень.
Это трудно проглотить
«Судя по всему, особенно трудно проглотить то, что их ритуалы могут восходить к языческим ритуалам, потому что в масонской Ложе есть ряд священников, занимающих высокие посты. Поэтому христианство не дает поставить на моей теории и книге штамп „Одобрено“. Но существует так много сходных черт между масонством и древнескандинавскими ритуалами, что это едва ли может быть случайностью», — полагает он.
Согласно двум наиболее известным теориям возникновения масонства, Ложа возникла в так называемых хижинах во время строительства соборов во времена средневековья, или же можно провести параллели между рыцарями-тамплиерами времен крестовых походов и современными масонами.
Истад полагает, что история могла быть совсем другой. Его исследование показывает, что происхождение ритуалов приема в три первые степени сегодняшнего масонства соответствует трем древненорвежским ритуалам посвящения богам Одину, Тору и Фрейе.
Клятва
«Мы вообще не комментируем наши ритуалы, поэтому мы и книгу не комментируем», — сказал Хельге Квигстад (Helge Qvigstad), отвечая на вопрос Dagbladet. В Норвежском масонском ордене он ответственен за контакты с прессой.
«В Масонском ордене нет единого мнения об изысканиях Истада, но самое важное для нас — то, что мы даем клятву не раскрывать наши ритуалы», — говорит он.
Эти ритуалы были ранее раскрыты в нескольких книгах, в частности, книге Рогера Карстена Осе (Roger Karsten Aase) «Тайны масонов — рассказанные изнутри».
— Это ничего не значит. Большинство не понимают значения ритуалов, пока сами через них не прошли, — говорит Квигстад.
— А что в таком случае бывает с теми, кто дал клятву, но, тем не менее, раскрыл ритуалы?
— Рогер Осе был из наших списков исключен. Что будет с Истадом, пока на высшем уровне не обсуждалось, — отвечает Ксигстад.
Понимал, что рискует
Арвид Истад пока не получал никаких сигналов о том, что масонская Ложа собирается предпринять по поводу его книги.
«То, что они вычеркнули Осе из своих списков, означает, что он был исключен. То, что они собираются обсуждать мою книгу на высшем уровне, не является для меня чем-то неожиданным», — говорит Истад.
Контекст
Языческие корни Пасхи
The Guardian 20.04.2014Счастливые язычники
Gazeta Wyborcza 16.01.2014Большое масонское собрание в Белграде
NoviMagazin 23.05.2012«Хотя я и давал эту клятву, я чувствую, что мое исследование настолько важно для норвежского общества и для масонов всего мира, что просто не могу держать в себе эти находки. Моя совесть и мой долг — указать на эти давние культурные традиции, и это важнее, чем мое отношение к Ложе. Кроме того, наши убеждения и совесть выше заповедей и приказов Ложи», — добавляет он.
Истад обнаружил, что культ предков и посвящение богам, таким как Фрейя, Тор и Один в религии викингов занимали центральное место. Когда сын становился членом рода, ему на правую ногу надевали кожаный башмак.
«Когда у масонов принимают в первую степень, будущему вольному каменщику тоже надевают ботинок на босую правую ногу», — говорит Истад.
В эпоху викингов к костям предков относились как к чему-то священному. После того, как трупы сжигались, фрагменты костей хранились в гробу, и должен был быть проведен целый ряд ритуалов. Когда молодой человек посвящался Фрейе, его три раза обводили вокруг гроба, потом он три раза через него переступал. После чего подходил к стене за гробом, где заключал «священный брачный союз» с Фрейей. У стены он становился свободным, вольным каменщиком, и его обвязывали вокруг пояса бычьей шкурой.
«У масонов на полу лежит ковер, и при обряде посвящения сегодняшние масоны должны трижды обойти его и три раза переступить через символы на ковре», — говорит Истад.
«Даже то, что масоны дают клятву под угрозой кровавых наказаний, можно увязать с древнескандинавскими ритуалами. В то время были хорошо известны человеческие жертвоприношения».
Ниже мы приводим тот же процесс инициации, или посвящения, но не в виде прозаического рассказа, как вначале, а в виде мистерии, или «церемониальной пьесы», как он совершается во втором и третьем разделах (действиях) ритуала первого градуса.
В этой ритуальной игре в вопросы и ответы вопрошающий (В.) – церемониймейстер (его «роль» дана курсивом), а отвечающий (О.) – бывший кандидат, а ныне член братства вольных каменщиков в степени Ученика (его слова даны обычным шрифтом).
В.: Где ты изначально готовился к посвящению в вольные каменщики?
О.: В своем сердце.
В.: Где затем?
О.: В специально отведенной комнате, соседней с ложей.
В.: Кто привел тебя к вольным каменщикам?
О.: Друг, впоследствии оказавшийся «братом».
В.: Расскажи, как тебя готовили.
О.: У меня отобрали металлические предметы, а потом мне завязали глаза, обнажили правую руку, левую сторону груди и левую ногу. Затем левую ногу обули в сандалию и накинули на шею шнур с петлей на конце.
В.: Почему у тебя отобрали металлические предметы?
О.: Чтобы я не внес в ложу чего-либо, предназначенного для нападения или защиты, и не потревожил ее гармонию.
В.: Вторая причина?
О.: Чтобы сделать меня «бедным». Поскольку я был принят в братство вольных каменщиков «бедным», лишенным всего, это будет напоминать мне о том, чтобы я помогал нуждающимся «братьям», зная, что они достойные люди, без всякого упоминания о своих положении или связях.
В.: Третья причина?
О.: Она восходит к библейским временам. Известно, что во время строительства храма царя Соломона за стенами не было слышно стука металла.
В.: Как могло случиться, что здание такого размера и такого величия, как храм Соломона, возводилось и было завершено без помощи металлических инструментов?
О.: Камни вырубали в каменоломнях, там же их обтесывали, разрубали, помечали и нумеровали. Деревья рубили и готовили к отправке в рощах Ливана, там же их обтесывали, помечали и тоже нумеровали. Затем их сплавляли в Яффу, а впоследствии доставляли в Иерусалим, где и устанавливали на место при помощи деревянных молотов и других деревянных инструментов, специально предназначенных для этой цели.
В.: Почему камень и дерево заготавливали так далеко от места строительства?
О.: Чтобы лучше показать величие строительного искусства в те дни, ибо, хотя все материалы заготовляли на огромном расстоянии от места строительства, все равно, когда их собрали вместе в Иерусалиме, каждый элемент соответствовал предназначенному ему месту с такой точностью, что все вместе взятое больше походило на произведение Великого Архитектора Вселенной, чем на дело рук человеческих.
В.: Почему тебе завязали глаза?
О.: Чтобы в случае, если бы я отказался пройти все испытания, предусмотренные ритуалом, меня могли бы вывести из ложи, не раскрыв ее вида и убранства.
В.: Вторая причина?
О.: Тот факт, что я был принят в братство вольных каменщиков во тьме, должен постоянно напоминать мне о том, что мое поведение и мое отношение к таинствам масонства должны соответствовать установленному закону, что я и постараюсь делать впредь.
В.: Третья причина?
О.: Чтобы мое сердце уверовало до того, как глазам будет позволено увидеть.
В.: Почему тебя обули в сандалию?
О.: Нашим ложам приуготовлено было стоять на святой земле, как об этом сказано в Писании, в том его месте, где Господь говорит с Моисеем из горящего куста.
В.: После надлежащей подготовки куда тебя препроводили?
О.: К двери ложи.
В.: И в каком виде ты ее нашел?
О.: Я нашел ее запертой и тщательно охраняемой.
В.: Кто ее охранял?
О.: Тот, кого позже мне представили как Привратника.
В.: Каковы его обязанности?
О.: Стоя с обнаженным мечом, удерживать снаружи вторгающихся и пытающихся проникнуть внутрь, а также проверять, должным ли образом подготовлены кандидаты.
В.: Будучи слеп, как ты узнал, что перед тобой дверь?
О.: Сначала из-за невозможности войти, а потом по позволению.
В.: Как ты получил позволение?
О.: Троекратным четким стуком.
В.: К чему открыл путь этот стук?
О.: К древнему и достойному побуждению: «Ищите, и обрящете, просите, и дано будет вам, стучите, и откроется вам».
В.: Как ты воспринял это побуждение в твоем положении?
О.: Разобравшись в своих мыслях, я попросил моего друга постучать. Он постучал, и двери франкмасонства раскрылись передо мной.
В.: Когда дверь открылась, кто вышел помочь тебе?
О.: Тот, кого мне впоследствии представили как Внутреннего Стража.
В.: Что он спросил у Привратника?
О.: «Кто здесь?».
В.: Что ответил привратник?
О.: «Это господин (имя), бедный кандидат, пребывающий во тьме, достойным образом рекомендованный и одобренный к принятию в открытой ложе; он пришел сюда по доброй воле и под свою ответственность, должным образом подготовленный и смиренно просящий о приобщении к таинствам и преимуществам, даруемым принадлежностью к франкмасонству».
О.: Ответа, ясно выраженного желания приобщиться этих таинств и преимуществ.
В.: И каков же был твой ответ?
О.: «С Божьей помощью, поскольку я свободен и добрых нравов».
О.: Он попросил меня подождать, пока он доложит обо мне Досточтимому Мастеру, который через некоторое время с радостью велел впустить меня.
В.: На что ты наткнулся, войдя?
О.: На острие некоего предмета, приставленное к моей левой, обнаженной стороне груди.
В.: Почему к левой, обнаженной стороне твоей груди было приставлено острие, когда ты вошел в ложу?
О.: Чтобы я осознал, что принимаю участие в действе серьезном и торжественном; а также чтобы удостовериться в моей естественности.
В.: Когда тебя ввели в ложу, с каким первым вопросом обратился к тебе Досточтимый Мастер?
О.: «Господин (имя), поскольку ни один человек не может стать вольным каменщиком, если он не свободен или не достиг зрелого возраста, я требую у тебя ответа, свободен ли ты и достиг ли возраста двадцати одного года». На этот вопрос я ответил утвердительно.
В.: Что тебя попросили сделать потом?
О.: Преклонить колени и принять благословение масонской молитвы.
В.:Я буду благодарен тебе, если ты сейчас повторишь ее.
О.: «О Ты, Всемогущий и Высший Правитель Вселенной, окажи вспомоществование свое сему собранию и дозволь этому кандидату в вольные каменщики, смиренно преклонившему сейчас пред Тобой колени, быть посвященным, с тем чтобы отдать жизнь свою служению Тебе и стать истинным, достойным братом всем нам. Одели его по достоинству Своей провидческой мудростью, которая в сочетании с таинствами королевского искусства каменщиков даст ему возможность в наивысшей мере раскрыть красоты высшей Божественности во славу и честь Твоего святого имени. Да будет так!».
В.: После произнесения этой молитвы как к тебе обратился Досточтимый Мастер?
О.: «Кому доверишься ты в любой опасности и беде?».
В.: Твой ответ?
О.: «Богу».
В.: Что сказал на это Досточтимый Мастер?
О.: «Как я рад, что вера твоя так тверда! Полагаясь на поддержку столь верную, поднимайся и смело следуй за своим проводником, вооружившись твердой, но смиренной уверенностью, ибо там, где на помощь призвано имя Господне, не может таиться никакой опасности».
В.: Как затем Досточтимый Мастер обратился к «братьям» ложи?
О.: «Братья севера, востока, юга и запада, оповещаю вас о том, что господин (имя) готов предстать перед вашими взорами и показать, что он должным образом приуготовлен к тому, чтобы стать вольным каменщиком».
О.: Будучи ни обнаженным, ни одетым, ни босым, ни обутым, но смиренно шествующим и останавливающимся по его указанию, я был взят им за правую руку и препровожден сперва на север, затем на восток, к Досточтимому Мастеру, затем на юг и, наконец, на запад, к Первому Стражу.
В.: Что требовалось от тебя во время продвижения по ложе?
О.: Пройти испытания у Второго и Первого Стражей, сходное с тем, которое имело место при входе в ложу.
В.: Почему тебя водили по ложе именно таким необычным путем?
О.: Это путешествие должно было образно представить состояние нищеты и отчаяния, которое господствовало над моим духом и на останках которого я должен был воспрянуть, если окажусь достоин, в один миг. Оно должно было произвести на меня такое впечатление, чтобы я отныне никогда уже не затворял бессердечно свой слух и слышал рыдания обездоленных, особенно своих братьев-масонов, и терпеливо выслушивал их сетования. Моя грудь должна полниться состраданием, сопровождаемым неземным облегчением после того, как я, насколько это мне позволят силы, удовлетворю все их нужды. Это путешествие должно было показать, что я действительно должным образом приуготовлен к тому, чтобы быть посвященным в братство вольных каменщиков.
В.: Кто может быть посвящен в братство вольных каменщиков?
О.: Только достигший зрелого возраста честный и свободный человек, человек неоспоримой справедливости и добрых нравов.
В.: Почему преимущества франкмасонства распространяются только на свободных людей?
О.: Потому, что ужасающие нравы рабства не должны осквернять истинных принципов свободы, на которых основывается наш орден.
В.: Почему только зрелого возраста?
О.: Всегда лучше полностью отвечать за самого себя, так же как и за все братство в целом.
В.: Почему только неоспоримой справедливости и добрых нравов?
О.: Потому, что в этом случае с помощью мудрой проповеди и личного примера мы сможем поднять и достойно нести тяжкий груз повиновения законам и правилам, принятым у франкмасонов.
В.: Будучи передан Первому Стражу, как ты шествовал дальше?
О.: Он представил меня Досточтимому Мастеру как кандидата, должным образом подготовленного к тому, чтобы быть посвященным в братство вольных каменщиков.
В.: Каков был ответ Досточтимого Мастера?
О.: «Брат Первый Страж, твое представление будет принято, но, для того чтобы это было так, я задам кандидату несколько вопросов, на которые, я уверен, он ответит со всей прямотой».
В.: Каков был первый из этих вопросов?
О.: «Можешь ли здесь и сейчас честью своей поклясться в том, что не принуждаем к посвящению каким-либо противным твоему намерению влиянием со стороны своих друзей и не находишься под влиянием каких-либо иных недостойных причин, а, наоборот, предлагаешь себя по доброй воле и собственному желанию кандидатом к посвящению в тайны и приобщению к преимуществам, даруемым франкмасонством?».
В.: Каков был второй из этих вопросов?
О.: «Отдаешь ли себе отчет в том, что преимуществами этими ты должен будешь пользоваться в той форме, которую предлагает мнение сообщества, и лишь из искреннего желания достижения знаний и более полного посвящения себя служению своим собратьям во человечестве?».
В.: Каков был третий из этих вопросов?
О.: «Клянешься ли своей честью в том, что, избегая, с одной стороны, страха, а с другой – поспешной опрометчивости, достойно пройдешь через церемонию посвящения и, если будешь принят, всегда будешь соразмерять свои поступки с древними обычаями и принятыми уставами нашего ордена?» На все эти вопросы я ответил утвердительно.
В.: Что затем повелел Досточтимый Мастер?
О.: Он повелел Первому Стражу сказать Младшему Эксперту, чтобы тот приказал мне подойти к престолу тремя надлежащими шагами.
В.: Из чего слагались эти три необычных шага?
О.: Из прямых линий и углов.
В.: Чему они учат нас с точки зрения нравственности?
О.: Прямой жизни и действиям под нужными углами.
В.: Когда тебя подвели к Досточтимому Мастеру, как он к тебе обратился?
О.: «Мои обязанности состоят в том, чтобы уведомить тебя, что масонство свободно по своей сути и что оно поэтому нуждается в полной свободе выбора каждого, кто ищет проникнуть в его таинства; оно основано на чистейших принципах уважения и добродетели; оно располагает великими и бесценными привилегиями, и с целью сохранить эти привилегии только для достойных их людей оно требует от этих людей принесения обетов верности. Однако позволь мне заверить, что в этих обетах не содержится ничего, что могло бы служить препятствием к выполнению тобой нравственных, религиозных или гражданских обязанностей. Желаешь ли ты в этом случае принять на себя твердые обязательства, основанные на принципах, которые я только что сообщил, сохранять в глубочайшем секрете таинства ордена?» На что я ответил утвердительно.
В.: Опиши обряд, в ходе которого ты был посвящен в вольные каменщики.
О.: Я преклонил левое, обнаженное колено, развернул правую ступню под прямым углом и, держа тело прямо, положил правую рука на Книгу Священного Закона; в левой же держал циркуль, острие которого было приставлено к левой, обнаженной стороне моей груди.
В.: Зачем к левой стороне твоей груди приставили острие циркуля?
О.: Затем, что циркуль есть символ мук моего тела, мысли о которых должны неизменно сопровождать меня на тот случай, если я когда-либо окажусь настолько неверен нашим законам, что отважусь открыть какие-либо из масонских таинств, сохранение коих было доверено мне тогда, на самом острие бытия.
В.: Будучи поставлен таким образом, что ты должен был сделать?
О.: Дать великое и торжественное обещание Ученика вольного каменщика.
В.: Если бы ты повторил его здесь, я был бы тебе весьма признателен.
О.: «Я (имя) перед лицом Великого Архитектора Вселенной и этой достойной, досточтимой и совершенной ложи вольных и принятых каменщиков, регулярно собираемой и должно управляемой, по собственному желанию и доброй воле здесь и сейчас торжественно обещаю и клянусь, что всегда и везде буду тщательно скрывать и оберегать таинства и секреты ордена вольных каменщиков, прямые либо косвенные, будь они сообщены мне при посвящении или в любое другое время в будущем, или же стали бы мне известны каким-либо иным способом, и никогда и никому не раскрою их, кроме тех случаев, когда они поверяются досточтимым и верным законам „братьям”, да и то после того, как они прошли соответствующее испытание и строгую проверку, или после того, как я получу от хорошо известного мне „брата” сведения о том, что „братья”, коим я собираюсь открыть наши тайны, заслуживают такого доверия, или же в том случае, если это происходит в помещении совершенной, регулярно собираемой и должным образом управляемой ложи древних и признанных каменщиков. Далее, я торжественно обещаю и клянусь, что не запишу, не продиктую, не вырежу, не отпечатаю, не выгравирую на меди эти тайны и не изображу их еще каким-либо иным способом, а также не послужу подстрекателем к этому или соучастником подобного дела, исполняемого кем-то другим, если в моих силах будет предотвратить это, – будь то на чем бы то ни было недвижимом или подвижном под небесами, где бы и когда бы какая-либо буква, рисунок или цифра, или мельчайший и почти неразличимый след какой-либо буквы, рисунка или цифры стал бы видим или понятен мне или кому-либо еще в мире, с тем чтобы наши таинства и глубоко запрятанные секреты не могли бы быть раскрыты вследствие того, что я оказался их недостоин. Эти обязательства я клянусь соблюдать непреклонно, не допуская даже мысленных разночтений или изменений по своей воле, полностью сознавая, что в случае нарушения какого-либо из них кара будет не менее ужасной, как если бы мне перерезали горло, вырвали с корнем язык мой из уст моих, а тело погребли в морском песке, в открытом море, на расстоянии кабельтова от берега, где прилив и отлив сменяют друг друга дважды в день; или же что может воспоследовать еще более действенная кара и я буду опозорен как вероломный изменник, которому чужды понятия нравственности и чести и который поэтому никогда не будет принят ни в одну другую регулярную ложу или любое другое сообщество людей, ценящих честь и добродетель выше внешних почестей вроде титулов и материального преуспевания. Итак, да будет Господь мне порукой, и да утвердит Он меня в этом великом и торжественном обещании Ученика вольного каменщика!».
В.: Когда ты принес это торжественное обещание, как к тебе обратился Досточтимый Мастер?
О.: «Только что произнесенные слова – это серьезное обещание, и залогом твоей верности в почитании его как торжественной клятвы станет печать твоих уст на Книге Священного Закона».
В.: Как он затем обратился к тебе?
О.: «Поскольку тебя долгое время держали во тьме, чего более всего желаешь ты в сердце своем?».
В.: И что ты ответил?
О.: «Света!» Каковой по велению досточтимого Мастера Младший Эксперт с радостью возвратил мне.
В.: Когда тебе возвратили благословение света творящего, на что затем обратили твое внимание?
О.: На три величайшие, хотя и символические светочи франкмасонства, именуемые Книгой Священного Закона, наугольником и циркулем.
В.: Каково их предназначение?
О.: Святое Писание служит для управления нашей верой, наугольник управляет нашими действиями, а циркуль нужен для того, чтобы удерживать нас в действенной связи со всем человечеством, и особенно с нашими братьями-масонами.
О.: Он дружески взял меня за правую руку и произнес: «Встань, новопосвященный брат наш вольный каменщик!».
В.: После того как тебя подняли с колен, что ты увидел?
О.: Три малых светоча.
В.: Где они были расположены?
О.: На востоке, юге и западе.
В.: Для чего?
О.: Чтобы обозначать небесный путь солнца, которое встает на востоке, достигает зенита на юге и садится на западе, тем самым освещая человеку, соответственно, путь на работу, место его работы и путь с работы.
В.: Почему свет не исходит с севера?
О.: Когда солнце пребывает на севере, оно находится за горизонтом, и ни один из его лучей не достигает нашего полушария.
В.: Что представляют из себя эти три малых светоча?
О.: Солнце, Луну и Досточтимого Мастера ложи.
В.: Почему?
О.: Солнце правит днем, Луна – ночью, а Досточтимый Мастер управляет ложей и ведет ее.
В.: Почему Досточтимый Мастер приравнивается к этим двум великим светилам?
О.: Поскольку благотворное влияние Солнца и Луны делает нас, людей, способными исполнять наши обязанности в общественной жизни, постольку и добрая забота и опека Досточтимого Мастера делает нас способными исполнять обязанности, налагаемые на нас ремеслом.
В.: После того как тебе объяснили смысл трех малых светочей, как к тебе обратился Досточтимый Мастер?
О.: «Брат (имя), своим кротким и искренним поведением, которое ты продемонстрировал сегодня, ты избежал двух великих опасностей, именуемых уколом и удавлением: когда тебя ввели в ложу, к твоей груди был приставлен этот кинжал, так что если бы ты попытался резко рвануться вперед, то стал бы сам для себя палачом, погибнув от укола, именно ты, а не „брат”, который держал кинжал и которому было приказано оставаться неподвижным; кроме того, на твоей шее была петля со скользящим узлом, которая сделала бы любую попытку повернуть назад неудачной и сопряженной с риском умереть от удушья. Но существует и третья опасность, которая будет ожидать тебя до последнего мгновения твоего земного существования, – она называется карой за нарушение клятвы; это опасность того, что горло твое будет перерезано, если ты окажешься столь недостойным, что посмеешь раскрыть таинства франкмасонства».
О.: «Теперь, когда ты принес торжественную клятву Ученика вольного каменщика, мне дозволено сообщить тебе, что в масонстве существует несколько градусов и в каждом есть свои особые таинства; они, разумеется, существуют не для того, чтобы устанавливать в братстве отношения неравноправия, а для того, чтобы быть возложенными на кандидатов в соответствии с их заслугами и возможностями. Я пока что доверю тебе тайны твоего градуса, то есть знаки, по которым мы узнаем друг друга и которые отличают нас от всего остального мира. Я должен известить тебя о том, что прямые линии и прямые углы – это истинные и верные признаки, по которым узнают франкмасона. Итак, тебе следует встать прямо, поставив ступни под прямым углом; таким образом твое тело станет символом твоего сознания, а ступни – символом верности твоих поступков».
В.: Что тебе было указано сделать затем?
О.: Шаг левой ногой, так чтобы правая пятка упиралась в ее изгиб. Это, как сообщил мне Досточтимый Мастер, первый ритуальный шаг масона. Стоя именно в этой позе, сообщают и познают таинства первого градуса.
В.: В чем состоят эти таинства?
О.: В знаке, пожатии и слове.
В.: После того как ты принес клятву и заслужил доверие, был ли ты облачен?
О.: Да. В совершенный запон вольного каменщика, который, как поведал мне Первый Страж, древнее Золотого Руна и римского орла, достойнее ордена Подвязки или какого-либо другого из существующих орденов, ибо он есть эмблема чистоты и звено моих братских уз. Он также наставил меня в том, каким образом носить и почитать его, и сообщил далее, что если я не опозорю его, то и он не опозорит меня.
О.: «Ты никогда не должен облачаться в этот запон и входить в помещение ложи, если в нем находится „брат”, с которым ты пребываешь в несогласии или к которому испытываешь вражду. В этом случае ты должен предложить ему примирение, чтобы вы мирно могли разрешить свои разногласия, после чего вы оба можете облачиться, войти в помещение ложи и работать там с той братской любовью и в той гармонии, которые во все времена должны отличать вольных каменщиков. Однако если ваши разногласия, к несчастью, приобретут такой характер, что не смогут быть улажены подобным образом, будет лучше, если ложу покинет один из вас или же вы оба вместе, дабы гармония ее не нарушалась вашим в ней присутствием».
В.: Куда тебя направили затем?
О.: В северо-восточный угол ложи.
В.: Объясни, почему, как тебе самому это объяснили.
О.: «При возведении всех – как светских, так и церковных – зданий существует обычай закладывать первый камень фундамента именно в северо-восточном углу; ты, новопосвященный в орден франкмасонов, тоже располагаешься в северо-восточном углу ложи, символизируя собой этот камень; и на этом фундаменте, заложенном сегодня, да возведешь ты здание, прекрасное во всем и несущее славу своему строителю. Всем своим видом ты ныне соответствуешь образу истинного и принятого масона, и я советую тебе всегда быть таким. Сейчас же я приступаю к проверке твоих нравственных принципов и призываю тебя упражняться в добродетели, той ее разновидности, которая, несомненно, должна считаться определяющей для сердца франкмасона, а именно – в милосердии. Нет необходимости описывать ее достоинства: ты, без сомнения, всегда знал и практиковал ее. Достаточно будет сказать, что милосердие господствует и практикуется и на небе, и на земле, и, как его брат, сострадание, благословляет того, кто делится им, равно как и того, кто испытывает его на себе. В таком сообществе, как наше, которое широко раскинуло свои ветви на все четыре стороны света, невозможно отрицать, что существует множество членов, облеченных высокими титулами и владеющих значительными состояниями; но, с другой стороны, так же невозможно отрицать и то, что среди тысяч вставших под наши знамена есть многие, кто под влиянием трагически сложившихся обстоятельств и бедствий, избежать которых человек зачастую просто не в силах, обречен на последний предел нищеты и отчаяния. Ради их пользы у нас заведен обычай пробуждать в каждом новопосвященном брате сострадание и взывать к его милосердию, коль скоро его жизненные обстоятельства делают это возможным; итак, все, что ты считаешь себя в силах и расположении пожертвовать на это дело, ты можешь обговорить с Младшим Экспертом. Все, что ты ни пожелаешь дать, будет благодарно принято и применено с благочестием».
В.: Что ты ответил на это?
О.: Я сказал, что был лишен всего, имевшего какую-либо ценность, заблаговременно, перед тем как меня ввели в ложу, иначе отдал бы многое и по доброй воле.
В.: Что сказал затем Досточтимый Мастер?
О.: «Поздравляю тебя с теми достойными одобрения чувствами, повинуясь коим, ты действовал, а равно и со способностью не удовлетворяться ими. Поверь, это испытание было устроено не для того, чтобы соревноваться с тобой в милосердии, – такие устремления далеки от наших принципов, – а по трем особым причинам».
В.: Какова первая из этих причин?
О.: Проверить мои нравственные принципы.
В.: Вторая причина?
О.: Убедить «братьев» в том, что при мне не было ни денег, ни каких-либо иных металлических вещей; ибо, если бы они были, церемонию следовало бы повторить сначала.
В.: Третья причина?
О.: Предостеречь мое сердце. Если когда-либо в будущем я встречу «брата» в отчаянном положении, «брата», который обратится ко мне с призывом о помощи, чтобы я вспомнил тот миг, когда был посвящен во тьме и в нищете в масоны, и с радостью воспользовался возможностью применить на практике ту добродетель, которую меня наставляли боготворить.
В.: Что тебе предложили затем?
О.: Рабочие инструменты Ученика вольного каменщика, к которым относятся двадцатичетырехдюймовый шаблон, простой молоток и резец.
В.: Каково их использование?
О.: Шаблон служит для измерения нашей работы, простой молоток – для отбивания лишних выступов и наростов на камне, а резец – для дальнейшего выравнивания и обработки камня ради его преобразования до того состояния, когда к работе над ним приступит более опытный каменщик.
В.: Коль скоро мы не оперативные масоны, а вольные и принятые, то есть умозрительные, каково применение этих инструментов в нашей нравственной работе?
О.: В этом смысле двадцатичетырехдюймовый шаблон соответствует двадцати четырем часам в сутках, частью проведенным в служении всемогущему Господу, частью – в труде и отдыхе, а частью – в служении «брату» и другу, если только это не в ущерб лично нам и нашим близким. Простой молоток соответствует власти совести, которая должна удерживать вовне все недостойные и суетные помыслы, могущие появиться у нас в какой-либо из перечисленных выше периодов времени, дабы все наши мысли были чисты и незапятнанны перед престолом благодати. Резец же указывает на преимущества образования, исключительно благодаря которому мы превращаемся в людей, соответствующих природе нашего исправного и совершенного сообщества.
В.: Как затем обратился к тебе Досточтимый Мастер?
О.: «Поскольку в конце собрания ты будешь обязан внести необходимую плату за посвящение, будет правильно, если ты узнаешь сейчас, какой властью мы действуем. Вот хартия о признании нашего сообщества Великой ложей Англии, которую ты волен изучить сейчас или потом, в любую минуту, когда пожелаешь. Вот „Книга конституций” и свод нашего внутреннего распорядка. Все это я настоятельно советую тебе хорошенько изучить, поскольку из одной книги ты почерпнешь сведения о своих обязанностях по отношению к ремеслу в целом, а из других – по отношению к своей ложе».
В.: Что тебе велели сделать потом?
О.: Удалиться, чтобы привести себя в порядок. Мне также сообщили, что по возвращении в ложу мое внимание будет обращено на поучения, посвященные достоинствам нашего сообщества, а также правам и обязанностям его членов.
Мормонский «храм» в Ла Хойе (США)
Известно, что 15 марта 1842 г. Джозеф Смит стал членом масонской ложи в Наву. В 1840 г. многие масонские ложи штата Иллинойс объединились в так называемую «великую ложу» с штаб-квартирой в Спрингфилде. Несколько руководящих мормонов, которые еще ранее стали «вольным каменщиками», обратились к тогдашнему ее гроссмейстеру Абрахаму Джонасу с просьбой санкционировать учреждение в Наву местной ложи. В октябре 1841 г. последовало разрешение устраивать местные собрания, а 15 марта 1842 г. гроссмейстер лично явился в Наву, чтобы торжественно открыть новую ложу в служебных помещениях Джозефа Смита. Тогда же Смит и Сидней Ригдон были приняты в масоны и возведены в первую степень, но уже в ближайшие дни возвысились до второй и третьей степеней. Шесть недель спустя, 4 мая 1842 г., Джозеф Смит посвятил группу ведущих мормонов (почти все они были масонами) в свой храмовый ритуал. Таковым было начало того, что сегодня известно как мормонский ритуал «наделения». Повторим, что в первую очередь в него были посвящены те мормоны, которые уже состояли в масонских ложах. Более того, для посвящения использовалось то же самое помещение, что и для масонских ритуалов. Мормонский историк Б.Х. Робертс пояснил, что комната, «в которой проходили эти священные церемонии», не только служила первым мормонским храмом (это было еще до сооружения мормонского храма в Наву), но также «была местом собраний франкмасонской ложи в Наву» (4).
Мормоны считают свои храмы непосредственным продолжением возрожденного иудейского храма в Иерусалиме. Что касается архитектурной формы и внутреннего устроения иудейского храма в сравнении с мормонскими храмами, отсутствие какой-либо преемственности очевидно даже весьма малосведущему человеку. Иерусалимский храм состоял из двора (притвора), собственно храма (святилища) и Святого Святых. Во дворе, то есть непосредственно перед храмом, находился алтарь, на котором приносились кровавые жертвы; в помещении храма (святилища), куда допускались только священники, был кадильный жертвенник, а в Святая Святых, где Соломон разместил Ковчег Завета и изображения херувимов, заходил лишь первосвященник и только раз в год для произнесения святого Имени Божия. Никаких тайных храмовых ритуалов у иудеев не было. Впрочем, начиная с эпох Возрождения и Просвещения, европейские оккультисты стали утверждать, что в храме совершались некие тайные магические обряды, которым, дескать, научил Соломона строитель храма Хирам Финикиец. Ритуалы эти якобы после разрушения храма не были забыты и передавались по цепи поколений особо посвященных, покуда некоторые из них не основали «Общество вольных каменщиков» (франкмасонов).
Таким образом, когда основатель мормонизма Джозеф Смит объявил о строительстве «истинного и восстановленного» храма, устройство которого, также как и совершаемые в нем обряды, были открыты ему непосредственно Богом, возвращающим к жизни Свой иерусалимский храм и назначающим мормонов стать Новым Израилем, он фактически не сказал ничего нового. Такие утверждения уже делались неоднократно. Резонно поставить вопрос: насколько Смит был самостоятелен в этом утверждении, либо насколько он почерпнул его у своих масонских предшественников. Целый ряд фактов указывает на то, что Смит не только вдохновлялся масонскими теориями, но и занимался плагиатом, позаимствовав как целый ряд идей, так и форму, и тексты масонских ритуалов.
Обычно мы представляем себе храм как помещение для богослужения. Внутри храмового здания находится единое архитектурное пространство, предназначенное для совместных обрядов верующих. Однако мормонские храмы совсем иные: внешне помпезные и массивные, по своему внутреннему устроению они скорее напоминают особняки или дворцы, состоящие из множества отдельных внутренних помещений, каждое из которых служит определенной цели (или целям). Единого внутреннего архитектурного пространства не существует. Есть комнаты, залы, коридоры, подсобки. Все они предназначены для проведения особых тайных ритуалов.
Джозеф Филдинг Смит — шестой президент «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» — провозгласил: «Никто не может быть возвышен в целестиальном (небесном. — А. Д.) царстве, если он не прошел храмовых ритуалов» (2). Мормонские храмы остаются закрытыми не только для людей, не принадлежащих к секте, но и для самих мормонов, «не заслуживших» этой привилегии. Для того, чтобы попасть в храм, мормон должен вести образцовый (с точки зрения мормонизма) образ жизни и получить рекомендацию, заверенную его «епископом» (главой общины) и президентом кола (округа). Согласно оценке специалистов, храмовые церемонии проходят около 10% мормонов (3). Таким образом, 90% от общей численности сектантов вообще не попадают внутрь главных ритуальных сооружений мормонизма, уготовляя себе лишь второстепенную роль в мормонском эсхатологическом плане. Тайные храмовые ритуалы остаются для них неведомыми.
«Счастливчики», удостоившиеся попадания в храм, проходят там обряды «наделения», «заместительного крещения для мертвых» и «запечатления». Изредка над высшими чинами мормонской секты совершается обряд «второго помазания». Мормоны, дающие клятву сохранять содержание обрядов в строгой тайне, разучивают различные знаки и пароли, при помощи которых они рассчитывают быть пропущенными в небесное царствие, где смогут начать свой путь к превращению в полноправных и суверенных богов, воцарящихся со своими гаремами на своих планетах или галактиках.
В убранстве мормонских храмов присутствуют и постоянно обыгрываются такие масонские символы, как квадрат, компас, пчелиный улей, астрологические знаки, циркуль, угольник, «всевидящее око» оккультизма (человеческий глаз в треугольнике) и перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда), использующаяся также и в сатанизме.
***
Одна из наиболее известных и заметных черт «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов) — их храмы. Архитектурно вычурные, массивные и бросающиеся в глаза, они, несомненно являются достопримечательностями градов и весей. Всего (на конец 2000 г.) в мире существовало 56 мормонских храмов. Еще 52 строились или были запланированы(1).
***
Одна из наиболее известных и заметных черт "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" (мормонов) - их храмы. Архитектурно вычурные, массивные и бросающиеся в глаза, они, несомненно являются достопримечательностями градов и весей. Всего (на конец 2000 г.) в мире существовало 56 мормонских храмов. Еще 52 строились или были запланированы(1).
Мормонский "храм" в Ла Хойе (США)
Обычно мы представляем себе храм как помещение для богослужения. Внутри храмового здания находится единое архитектурное пространство, предназначенное для совместных обрядов верующих. Однако мормонские храмы совсем иные: внешне помпезные и массивные, по своему внутреннему устроению они скорее напоминают особняки или дворцы, состоящие из множества отдельных внутренних помещений, каждое из которых служит определенной цели (или целям). Единого внутреннего архитектурного пространства не существует. Есть комнаты, залы, коридоры, подсобки. Все они предназначены для проведения особых тайных ритуалов.
Джозеф Филдинг Смит - шестой президент "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" - провозгласил: "Никто не может быть возвышен в целестиальном (небесном. - А. Д.) царстве, если он не прошел храмовых ритуалов" (2). Мормонские храмы остаются закрытыми не только для людей, не принадлежащих к секте, но и для самих мормонов, "не заслуживших" этой привилегии. Для того, чтобы попасть в храм, мормон должен вести образцовый (с точки зрения мормонизма) образ жизни и получить рекомендацию, заверенную его "епископом" (главой общины) и президентом кола (округа). Согласно оценке специалистов, храмовые церемонии проходят около 10% мормонов (3). Таким образом, 90% от общей численности сектантов вообще не попадают внутрь главных ритуальных сооружений мормонизма, уготовляя себе лишь второстепенную роль в мормонском эсхатологическом плане. Тайные храмовые ритуалы остаются для них неведомыми.
"Счастливчики", удостоившиеся попадания в храм, проходят там обряды "наделения", "заместительного крещения для мертвых" и "запечатления". Изредка над высшими чинами мормонской секты совершается обряд "второго помазания". Мормоны, дающие клятву сохранять содержание обрядов в строгой тайне, разучивают различные знаки и пароли, при помощи которых они рассчитывают быть пропущенными в небесное царствие, где смогут начать свой путь к превращению в полноправных и суверенных богов, воцарящихся со своими гаремами на своих планетах или галактиках.
***
Мормоны считают свои храмы непосредственным продолжением возрожденного иудейского храма в Иерусалиме. Что касается архитектурной формы и внутреннего устроения иудейского храма в сравнении с мормонскими храмами, отсутствие какой-либо преемственности очевидно даже весьма малосведущему человеку. Иерусалимский храм состоял из двора (притвора), собственно храма (святилища) и Святого Святых. Во дворе, то есть непосредственно перед храмом, находился алтарь, на котором приносились кровавые жертвы; в помещении храма (святилища), куда допускались только священники, был кадильный жертвенник, а в Святая Святых, где Соломон разместил Ковчег Завета и изображения херувимов, заходил лишь первосвященник и только раз в год для произнесения святого Имени Божия. Никаких тайных храмовых ритуалов у иудеев не было. Впрочем, начиная с эпох Возрождения и Просвещения, европейские оккультисты стали утверждать, что в храме совершались некие тайные магические обряды, которым, дескать, научил Соломона строитель храма Хирам Финикиец. Ритуалы эти якобы после разрушения храма не были забыты и передавались по цепи поколений особо посвященных, покуда некоторые из них не основали "Общество вольных каменщиков" (франкмасонов).
Таким образом, когда основатель мормонизма Джозеф Смит объявил о строительстве "истинного и восстановленного" храма, устройство которого, также как и совершаемые в нем обряды, были открыты ему непосредственно Богом, возвращающим к жизни Свой иерусалимский храм и назначающим мормонов стать Новым Израилем, он фактически не сказал ничего нового. Такие утверждения уже делались неоднократно. Резонно поставить вопрос: насколько Смит был самостоятелен в этом утверждении, либо насколько он почерпнул его у своих масонских предшественников. Целый ряд фактов указывает на то, что Смит не только вдохновлялся масонскими теориями, но и занимался плагиатом, позаимствовав как целый ряд идей, так и форму, и тексты масонских ритуалов.
***
В убранстве мормонских храмов присутствуют и постоянно обыгрываются такие масонские символы, как квадрат, компас, пчелиный улей, астрологические знаки, циркуль, угольник, "всевидящее око" оккультизма (человеческий глаз в треугольнике) и перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда), использующаяся также и в сатанизме.
Известно, что 15 марта 1842 г. Джозеф Смит стал членом масонской ложи в Наву. В 1840 г. многие масонские ложи штата Иллинойс объединились в так называемую "великую ложу" с штаб-квартирой в Спрингфилде. Несколько руководящих мормонов, которые еще ранее стали "вольным каменщиками", обратились к тогдашнему ее гроссмейстеру Абрахаму Джонасу с просьбой санкционировать учреждение в Наву местной ложи. В октябре 1841 г. последовало разрешение устраивать местные собрания, а 15 марта 1842 г. гроссмейстер лично явился в Наву, чтобы торжественно открыть новую ложу в служебных помещениях Джозефа Смита. Тогда же Смит и Сидней Ригдон были приняты в масоны и возведены в первую степень, но уже в ближайшие дни возвысились до второй и третьей степеней. Шесть недель спустя, 4 мая 1842 г., Джозеф Смит посвятил группу ведущих мормонов (почти все они были масонами) в свой храмовый ритуал. Таковым было начало того, что сегодня известно как мормонский ритуал "наделения". Повторим, что в первую очередь в него были посвящены те мормоны, которые уже состояли в масонских ложах. Более того, для посвящения использовалось то же самое помещение, что и для масонских ритуалов. Мормонский историк Б.Х. Робертс пояснил, что комната, "в которой проходили эти священные церемонии", не только служила первым мормонским храмом (это было еще до сооружения мормонского храма в Наву), но также "была местом собраний франкмасонской ложи в Наву" (4).
После посвящения Смита и Ригдона в масонскую ложу масонство стало настолько популярным среди мормонов, что мормонские масонские ложи вскоре сделались несравненно более многочисленными, чем немормонские. Через весьма небольшое время численность масонской ложи в Наву превысила численность всех масонских лож в Иллинойсе, вместе взятых5. Если бы этот процесс продолжился, мормоны могли бы захватить все масонские ложи штата. Более того, под руководством своего "пророка" мормоны начали вносить поначалу еще небольшие изменения в масонские ритуалы: Джозеф Смит решил, что он должен "восстановить" подлинное масонство, точно так же, как он "восстанавливал" подлинное христианство. Масонское начальство, испугавшись, что последователи Смита, задавив ложи своей численностью, возведут своего "пророка" на пост Великого магистра, исключило мормонов из организации. Поясняя это решение, один из масонских историков написал: "Если бы ложе в Наву позволили просуществовать еще два года, каждый мормон в графстве Хенкок получил бы [масонское] посвящение" (6).
***
Многочисленные авторы - как масоны, так и немасоны утверждают и доказывают, что многие мормонские ритуалы, жесты и одеяния разрабатывались Смитом с постоянной оглядкой на ритуал и символику "вольных каменщиков" - вплоть до прямого заимствования телодвижений, поз и т.п. Констатация такого частичного плагиата привела, среди прочего, к тому, что "Великая ложа" штата Юта уже более столетия настаивает на недопустимости одновременного членства в "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" и в местных ложах. Об этом недвусмысленно говорят и "Уставы" ложи 1958 г. (7).
Как утверждает в своей книге "Мормонство и масонство"(8) один из наиболее авторитетных мормонских исследователей - Е. Сесиль Мак-Гевин, краткий шестинедельный промежуток между вступлением "Пророка" в ложу в Наву и посвящения им своего окружения в новый ритуал доказывает, что Смит не успел бы разработать собственных обрядов, и, следовательно, они были готовы у него еще до вступления в ложу. К тому же, утверждает МакГевин, в противном случае "вольные каменщики" из числа мормонов сразу заметили бы плагиат.
Однако высосанные Мак-Гевином из пальца попытки оправданий не выдерживают никакой критики. Во-первых, Джозеф Смит еще до начала своей активной деятельности в ложе был хорошо знаком с теорией и практикой масонства: один из его лучших друзей - Хибер Кимбал - был масоном с 1823 г., а родной брат Джозефа Хайрем - с 1827 г. К тому же, в 20-е годы в местности, где располагался городок Пальмира (родина Смита), возникло сильное антимасонское движение, а местная пресса поддерживала его и зачастую публиковала открытые исповеди бывших членов лож, которые при всем честном народе рассказывали об обрядах "вольных каменщиков". А во-вторых, нельзя допустить, что мормоны, получившие новое посвящение от Смита, могли позволить себе какие-нибудь критические замечания по адресу "Пророка" и его ритуала: ведь Смит, опираясь на "Божественное откровение", утверждал, что восстанавливает подлинное масонство, и совершенно по-новому перетолковывал масонские элементы в контексте собственного вероучения.
Чтобы окончательно опровергнуть доводы Мак-Гевина, процитируем другого мормонского историка - доктора Рида С. Дархема Младшего (9):
"Начнем с того, что масонство в Церкви началось еще до того, как Джозеф Смит стал масоном. Наву не было его колыбелью. Все началось в доме Джозефа, когда его старший брат... Хайрем был посвящен в первые три степени масонства в ложе № 112 "Гора Мария" в Пальмире, Нью-Йорк. В то же самое время Джозефу явились Бог и ангелы, и он был посвящен в тайны священных золотых таблиц.
К концу 1832 г. Джозеф Смит принял в Церковь новых братьев. Естественно, они принесли с собой свои связи и знакомства. Такие люди, как В. В. Фелпс, Бригам Янг, Хибер С. Кимбалл и Невил К. Уитни, уже были глубоко вовлечены в масонство...
По совету Джона С. Беннетта, Джорджа В. Харриса, Джона Паркера, Люциуса Сковила, также, как и других мормонских масонов, проживающих в Наву, и, несомненно, по одобрению церковной иерархии, была основана масонская ложа в Наву. Джозеф и Сидней были официально посвящены в масонство в местечке Сайт в тот же самый день, когда Великий магистр Иллинойса Абрахам Джонас официально основал ложу в Наву. Это было 15 марта 1842 г. На следующий день и Сидней, и Джозеф были повышены до степени магистров. Через несколько лет было основано пять мормонских лож плюс готовилось открытие еще нескольких. Был построен масонский храм, и общее число мормоно-масонов превысило 1366 человек.
Масонские влияния на Джозефа в истории ранней Церкви... весьма значительны. Однако те же самые масонские влияния играют еще более важную роль в дальнейшем распространении Церкви, начавшемся после принятия Пророка в ложу.
Более того, я считаю, что трудно найти какую-либо важную характерную черту Церкви, сложившуюся после 15 марта 1842 г., которая так или иначе не несла бы на себе следы масонского влияния... Я не сомневаюсь, что мормонская церемония, в дальнейшем получившая название "наделение", в которую Джозеф Смит вначале посвятил лишь масонских мормонов (это было немногим более месяца спустя после того, как он сам сделался масоном), была непосредственно вдохновлена масонством.
Столь же очевидно, что архитектура храма в Наву была, по меньшей мере частично, вдохновлена масонством. Более того, похоже, что подспудно тут присутствовала вполне сознательная попытка использовать масонские символы и мотивы" (10).
***
Рассмотрим лишь некоторые, произвольно взятые масонские символы, присутствующие в мормонских храмовых обрядах. По словам самих мормонов, смысловое содержание их ритуала, осталось неизменным, хотя отдельные части его и подверглись со времен Смита модернизации.
1. Разрабатывая собственный храмовый ритуал, Джозеф Смит позаимствовал у "вольных каменщиков" и идею особого одеяния. Это особое одеяние приобрело форму нижнего белья в виде комбинезона (типа рубахи-кальсон; сегодня оно более распространено в виде майки с короткими рукавами, сшитой вместе с трусами до колен). Этот исподний комбинезон имеет название "одеяние священства", и все прошедшие храмовое посвящение мормоны обязаны носить его на голом теле, не снимая, за исключением разве что занятия спортом и водных процедур. Все одеяния священства с самого начала имели четыре метки, две из которых - угольник на правой стороне груди и циркуль на левой, - несомненно, заимствованы у масонов. Однако Смит отказался от масонского толкования этих знаков и придал им собственное в духе изобретенной им религии. Угольник означал теперь не право и справедливость, а "добросовестность и честность, которые должны сопутствовать жизни, согласной с обетами единства, принятыми нами в Храме". Циркуль, являющийся для масонов символом взаимной любви и братства, у Смита стал означать удерживание "желаний, стремлений и пристрастий в пределах, установленных Господом". Остальные метки представляют собой небольшие горизонтальные разрезы - на пупе ("указание на то, что тело и душа постоянно нуждаются в пище") и на правом колене (означает, что "всякое колено должно преклониться и всякий язык исповедовать, что Иисус есть Христос") (11).
2. "Хватка первой степени" (ученической) у масонов и "первого отличительного знака Ааронова священства" у мормонов:
У масонов: "Правые руки соединены, как при рукопожатии, и каждый участник прижимает ноготь своего большого пальца к верхнему сгибу указательного пальца [руки] партнера" (12).
У мормонов: "Правые руки соединить и сустав большого пальца [одной руки] прижать к первому перстному сочленению другой".
3. Диалог, сопровождающий выполнение "хватки".
(а) У масонов:
Смотритель: Имеете ли вы нечто сообщить?
Кандидат: Я имею нечто сообщить (выполняет хватку первой степени).
Смотритель: Что это?
Кандидат: Хватка, или знак принятого ученика свободных каменщиков.
Смотритель: Чего недостает этой хватке?
Кандидат: Слова.
Смотритель: Произнеси мне это слово ясно и внятно.
Кандидат: Иахим.
(б) У мормонов:
Адам берет за правую руку Петра.
Адам: Что это?
Петр: Первый отличительный знак Ааронова священства.
Адам: Есть ли у него имя?
Адам: Ты назовешь его мне?
Петр: Нет, ибо это - новое имя, а то - жест.
(3) Обет блюсти тайну "третьей степени" (у масонов - "мастера", у мормонов - первого отличительного знака священства Мелхиседекова).
а) У масонов: "Я <...> обещаю и торжественно клянусь, в дополнение к прежним моим обетам, не открывать степень мастера ни тем, кто ниже степенью, ни какому-либо иному существу в известном [мне] мире <...> Я делаю это под угрозой кары, при которой тело мое рассечено будет пополам <...> а внутренности мои - сожжены дотла <...>" (13).
б) У мормонов: "Обязуюсь во имя Сына не открывать никому первый отличительный знак священства Мелхиседекова, или знак Гвоздя вкупе с именем, жестом и карой. Прежде чем я допущу [это], пусть отнимется моя жизнь".
4. "Пять пунктов совершенства", или "Пять пунктов братства", на основании которых происходит возведение в "третью степень" мастера - у масонов и (до 1999 г.) присвоение "второго отличительного знака священства Мелхиседекова" у мормонов.
У масонов: "Итак, мастер Стула повелевает составить живую цепь <...> В глубоком молчании берет он руку "мертвеца", которого "блюстители" держат за плечи и поднимают. Поставленный на ноги, приемлет он "Пять пунктов совершенства": лицо ["мертвеца"] к лицу [мастера], правая нога к правой ноге, колено к колену, грудь к груди, левая рука - на плече. В таком положении он [мастер] cообщает ему ["мертвецу"] шепотом тайное слово мастера: "Моабон" ("сын тления"). И тотчас же святыня изливается на храм. Хирам восклицает: "Он заново ожил в посвящении!"" (14).
У мормонов: Петр: "Эти "Пять пунктов братства" суть следующие: внутренняя сторона правой ноги к внутренней стороне правой ноги, колено к колену, грудь к груди, левая рука на плече, уста к уху, и сие есть имя знака <...>" (15).
***
Читайте также по теме:
- Секта мормонов: тайный оккультизм под маской христианства - Рюдигер Хаус
- Мормонизм - Уолтер Мартин
- 16 фактов, о которых не расскажут вам мормоны-миссионеры - Спроси о Библии
- Лжеучение мормонов - епископ Александр Милеант
***
Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в зависимости мормонского ритуала от масонского. Однако мормонские апологеты пытаются объяснить столь очевидное сходство иными причинами. Наиболее последовательно эта линия обороны выражена в уже упоминавшейся книге МакГевина "Мормонство и масонство". Главный смысл его аргумента в том, что как масонские, так и мормонские обряды почерпнуты из одного источника - тайных обрядов иерусалимского храма, которые, впрочем, были известны пророкам и патриархам Израиля еще в дохрамовый период и восходят к самому Адаму, получившему их непосредственно от Бога. Однако масонский ритуал дошел до "вольных каменщиков" с сильными искажениями, в то время как "восстановленный" ритуал мормонов был получен Джозефом Смитом от Самого Бога точно так же, как когда-то получил его Адам:
"Вольные каменщики много рассуждают об утраченном ключевом слове, но они утратили куда больше, чем одно лишь слово. Надо сказать, что хотя масонство и восходит к соломонову храму, оно все же не подлинно. В их храмовый обряд вкрались многочисленные изменения и искажения. Кое-что от первообраза можно разглядеть и у них. Так что и их обряды слегка напоминают истинное наделение, но с годами масонский ритуал утратил свое духовное и религиозное значение" (16).
Здесь Мак-Гевин применяет типичный мормонский прием: позаимствовать откуда-либо понятие или представление, дать им новое определение, то есть насытить новым (собственно мормонским) содержанием, а затем уж клеймить их первоначальный смысл как ложный или искаженный.
Чтобы еще решительнее отклонить упреки в плагиате, МакГевин указывает, что масонскую символику использовали, кроме мормонов, еще и другие культы, и поэтому "вольные каменщики" не имеют на нее никакой монополии: "Мормоны, американские индейцы, древние ессеи и друиды - не единственные, кто употреблял в своих обрядах и практике "масонские" символы. "Пять пунктов братства" например, известны не только у вольных каменщиков. <...> Этот ритуал и поныне практикуется среди розенкрейцеров, равно как и среди масонов" (17).
С доводами МакГевина согласиться невозможно. Утверждение о масонских ритуалах, практикуемых ессеями, друидами и американскими индейцами, не выдерживают никакой научной критики и являются такой же не подкрепленной никакими фактами фантазией мормонов, как, скажем, утверждение о мощной библейской цивилизации в доколумбовской Америке. Заявление о схожести ритуалов у масонов и розенкрейцеров справедливо, но ровно ничего не доказывает, так как оба этих тайных общества были изначально взаимосвязаны и возникли в тех же самых оккультных кругах. Главный мормонский тезис, что их знаки ведут свое происхождение от соломонова храма, также остается лишь их голословным утверждением, не основанном ни на одной научном факте.
Но в главном мы можем согласиться с Мак-Гевином, ибо он, ставя мормонизм и его храмовый ритуал в один ряд с нехристианскими культами, языческими религиями и тайными обществами и практикуемыми в них мистериями, убедительно выносит его за рамки христианства и библейского миропонимания.
***
Теперь хотелось бы обратить внимание на еще один характерный аспект: масонскую легенду об Енохе и переработку ее Джозефом Смитом. Параллели между масонской легендой об Енохе и историей Джозефа Смита, а также историей раннего мормонства столь очевидны и многочисленны, что объяснить их простым совпадением абсолютно невозможно.
Согласно легенде Еноху было 25 лет, когда у него было видение и он получил свое призвание. Столько же было Джозефу Смиту, когда он якобы извлек из холма золотые таблицы. Видение Еноха было о холме, внутри которого была обложенная камнями полость, предназначенная для священных сокровищ. Место холма, под которым скрывался тайник, было обозначено буквой "М". Джозефа Смита ангел Мороний (имя начинается на "М") привел к холму, внутри которого в специальном обложенном камнями тайнике содержались священные сокровища - "Книга Мормона" (опять "М"). Часть сокровищ, которую было позволено видеть Еноху, состояла из золотых и медных таблиц, испещренных египетскими иероглифами, повествовавших об истории мира и древних таинствах Бога. Енох сохранил сокровища и тайные знания, поместив их в указанный ему тайник. Точно так же Джозеф Смит достал из тайника в холме золотые и медные таблицы, испещренные египетскими иероглифами, которые повествовали о древней истории и тайнах Божиих. Сокровище Еноха также включало в себя металлический шар, священнический панцирь и пресловутые "Урим" и "Туммим" - те же самые предметы, которые Джозеф Смит обнаружил вместе с золотыми таблицами.
Енох закопал золотые таблицы, чтобы сохранить их непосредственно перед великой катастрофой (Потоп) в предвидении того, что после спада воды израильтяне найдут спрятанные священные сокровища. Енох запечатал тайник плоским камнем, точно так же, как, согласно рассказанной Смитом истории, сделал ЭТО с "Книгой Мормона" Мороний - единственный человек, переживший великую катастрофу (кровопролитное сражение), которая уничтожила весь его народ. Джозеф Смит, откопавший это сокровище, утверждал, что является израильтянином, то есть персонажем, подходящим под пророчество Еноха.
Конечно, согласно масонской легенде, сокровище было обнаружено Соломоном и его строителями (масонами), которые, копая фундамент под храм на горе Мория, открыли тайник и священное сокровище. Согласно легенде, они, точно так же, как Джозеф Смит, смогли достать сокровище после трех неудачных попыток. Три злодея, однако, попытались заставить одного из верных масонов, откопавших сокровище, - Хирама Абифа, или Хирама сына вдовы - раскрыть место, где лежало сокровище, и смысл тайных иероглифов. Он не раскрыл тайны, и когда они убивали его, Хирам, воздев руки вверх, громко закричал: "О, Господь мой Бог! Неужели никто не поможет сыну вдовы?" С тех пор эти слова стали масонским призывом о помощи, который можно произносить в самые отчаянные моменты. Три верных масона погнались за злодеями и отсекли голову одному из них его собственным мечом.
Вот что отмечает доктор Дархем в своей скандальной (для мормонов) речи:
"Джозеф Смит собрал трех свидетелей, которые подтверждали подлинность Книги Мормона. В самой Книге приводится рассказ о главном злодее Лобане, попытавшемся сокрыть священные записи, и которому в конце концов отсекли голову его собственным мечом...
Однако эти параллели, насколько очевидными они не выглядели бы, ничто по сравнению с самой странной частью этой истории. Все эти аспекты масонской легенды, похоже, трансформировались в историю Джозефа Смита настолько, что его действия воплощали в себя иллюстрацию масонской традиции.
Но в этой драме наступил момент, когда метафора трансформировалась в реальность и символ перешел в трагическую действительность. Я имею в виду, конечно, смерть Хирама Обифа в легенде и убийство Джозефа Смита...
Джозеф Смит был заключен под стражу, и 27 июня 1844 года толпа попыталась ворваться в маленькую тюрьму города Картадж. Хайрум Смит был убит на месте, а Джон Тейлор серьезно ранен (18).
Джозеф Смит - магистр масонской ложи и сын вдовы - подошел к окну и с поднятыми вверх руками начал произносить масонский призыв к помощи, обращаясь к своим братьям-масонам, присутствовавшим в толпе: "О, Господь мой Бог!.. " Он не смог закончить свои слова и упал из окна, сраженный насмерть. <...> Может ли кто-нибудь отрицать масонское влияние на Джозефа Смита и Церковь как до, так и после его вступления в ложу?.. Я утверждаю, что история, происшедшая в Наву, не может быть рассказана и осмыслена без расследования масонства19. <...> Я убежден, что, только изучая масонство, можно по-настоящему понять Джозефа Смита и Церковь...
Множество параллелей между ранним мормонством и масонством того времени бросается в глаза: конференции, соборы, священство, храмы, помазания маслом, выдача лицензий и сертификатов для опознания легитимных собратьев (у мормонов они называются "храмовые рекомендательства". - А. Д.), старейшины, первосвященники и даже Книга Закона... египетские мотивы, новые откровения солнц и лун, управление планетами и неподвижными звездами, которые считаются уникальной чертой мормонизма, на самом деле давно присутствовали в масонских построениях.
Большинство обрядов, разработанных Церковью в Наву, были неразрывно связаны с масонством, и это помимо обряда наделения, храма и общества взаимопомощи... Я подозреваю, что развитие молитвенных кружков и даже многоженство не являются исключением.
Но что еще более важно, я думаю, что на сегодняшний день существует достаточно свидетельств, чтобы признать: что весь институт политического Царствия Божия, в том числе и Совет пятидесяти, Живая конституция, предлагаемый Флаг царства, помазание и коронование царя, происходят из масонского круга идей и масонских церемоний. Не может быть совпадением, что все эти концепции во время Пророка Джозефа Смита имели параллели в масонстве" (20).
Захваченный масонской легендой об Енохе Джозеф Смит, похоже, решил подогнать ее под себя. Вся придуманная им история о найденных золотых и медных таблицах с иероглифами, Уримом и Туммимом и прочее, несомненно, происходит из масонской легенды. Пропихивая все новые и новые масонские идеи в свою растущую "Церковь", мормонский "пророк" не мог идти намного дальше того, что и так уже было всеобщим знанием. Хотя все большее число практикующих масонов делались "святыми последних дней", эти люди поклялись хранить масонские ритуалы под страхом смерти и поэтому не могли раскрыть многого даже своему "пророку". Несмотря на то, что Смит ранее осудил все тайные общества21, его все больше привлекала масонская завеса секретности.
Вскоре Смит превратил мормонскую "церковь" в тайное общество с теми же символами, знаками и с обещаниями страшной кары (разрезанное горло, вырванное сердце и внутренности) за раскрытие храмовых тайн (также, как и в масонстве). Когда "пророк" Смит получил масонское посвящение, он понял во всей полноте то, что раньше знал лишь отчасти: что масонство, как и основанный им мормонизм, является тайной антихристианской мистериальной религией. Это открыто признают те, кто знают масонство изнутри:
"[Масонство является] хранителем и хранилищем (начиная с Еноха) великих философских и религиозных истин, неизвестных целому миру...
Каждая масонская ложа - храм религии и ее учение - является наставлением в универсальной вечной и неизменяемой религии... " (22)
"Без этой религиозной составляющей масонство не стоило бы того, чтобы в него вступали мудрые и добрые люди...
Масонство - это не христианство, и оно раскрывает свое гостеприимное лоно для людей, исповедующих любую веру... " (23)
"Первым масонским законодателем, память о котором была сохранена историей для нас, был Будда...
Масонство видит в Моисее, в Конфуции, Зороастре, в Иисусе из Назарета и Мухаммеде великих учителей нравственности и выдающихся реформаторов...
Все истинные догматические религии вытекли из Каббалы и возвращаются к ней. Все, что есть научного и великого в религиозных мечтах иллюминатов, Якоба Бёме, Сведенборга, Сан Мартена и других, заимствованно из Каббалы, и все масонские ассоциации черпают из нее свои тайны и символы" (24).
Можно предположить, почему Джозеф Смит был настолько увлечен масонством и счел его столь полезным для себя. Как и мормонизм, масонство противопоставляет себя историческому христианству. Как утверждал Смит, в самом первом его видении небесные пришельцы со звезды Колоб (в его версии Бог-Отец и Бог-Сын) заявили ему, что все христианские деноминации омерзительны в их глазах, что все, принадлежащие к ним, извратились25 и что он должен восстановить истинное христианство. Точно так же и масонство называет себя единственной истинной религией. Несомненно, Смит верил, что масонство ближе к истине, чем христианство, ибо, хотя небесные посетители запретили ему присоединяться к какой-либо из христианских церквей, он все же вступил в масонскую ложу - тайное религиозное общество.
***
Масоны утверждают, что "истинная религия", когда-то сохранявшаяся в мистериальных религиях, но все больше искажавшаяся во внешнем мире, была восстановлена масонами царя Соломона и с тех пор якобы сохранялась по цепи ученической преемственности. Вряд ли можно считать совпадением те же самые утверждения Смита о "восстановлении" им христианского Евангелия. Однако Смит был слишком самоуверен, чтобы признать, что мог заимствовать что-либо от кого-либо, и поэтому ни он, ни следующее поколение мормонов не признали масонское происхождение тайных обрядов и учений своей "церкви". Смит объявил себя пророком, что означало для него божественное происхождение и божественную санкцию каждого из его утверждений. Вступив в масонскую ложу, "пророк" обработал заимствованные там идеи ровно настолько, чтобы можно было бы выдать их за собственные "откровения". Ранее он, ссылаясь на то же самое "откровение", переписывал христианское Евангелие. Теперь он сделал то же самое с масонскими тайнами.
Джозеф Смит называл мормонизм "истинным христианством". Точно также основанная им секта должна была стать "истинным масонством". Так он ее и называл. Известно, что Джозеф Смит обладал незаурядным даром убеждения, и в числе прочего он навязал и эту идею своим последователям, в том числе и тем, которые в течение долгих лет уже состояли в масонских ложах. Вот что один из первых масонов - Хибер С. Кимбал - написал своему "брату" Парли П. Пратту: "Мы здесь организовали масонскую ложу... и приняли туда почти двести новых членов. Брат Джозеф и Сидни Ригдон были первыми, кого мы приняли в ложу. Все из двенадцати сделались членами, кроме Орсона П. Пратта... Брат Джозеф говорит, что масонство происходит от священства, но со временем было сильно искажено... У нас истинное масонство" (26).
Приведем еще одну цитату из речи доктора Дархема, в которой он ссылается на письмо, написанное Джозефом Смитом Джону Каллу, пастору-конгрегационалисту - активному члену масонских лож более сорока лет, доросшему до степени благоговейнейшего магистра ложи. Вот что Дархем говорит об этом письме:
"Все содержание двухстраничного письма неопровержимо демонстрирует, что мормонство и масонство находятся в тесной связи и что Джозеф использовал масонство без каких либо угрызений совести. Также очевидно, что в его мысли царство Божие являлось истинным масонством, которое после своего воцарения на земле во главе с царем и президентом уничтожит все земные недоразумения, разделения и зло и станет началом нового Тысячелетнего Царства.
Джозеф Смит символически сравнивал всю землю с великой масонской ложей, которой соответствовала Великая Ложа в вечных областях Славы: эта идея имела место в масонстве. Похоже, что Пророк вначале принял масонство и затем модифицировал, расширил, доработал и прославил его" (27).
Известно, что Джозеф Смит незадолго перед смертью объявил себя царем и собирался принять участие в президентских выборах в США. Господь рассудил иначе. Но в любом случае идеи мормонского лжепророка о новом всемирном едином мормоно-масонском царстве несут в себе зловещее сходство с политическими планами того, кто придет в конце времен и поставит себя на место Христа. И он, несомненно, будет рассматривать Джозефа Смита как одного из своих предтеч.
Использованная литература и примечания
1. http://www.mormons.org
4. Roberts B. H. Comprehensive History of the Church of Jesus Christ of the Latter-day Saints. 6 vols. Salt Lake City, 1930. Op. cit. Vol. 2. P. 135-136.
5. Apostle John A. Widtsoe. Evidences and Reconciliations (first edition). Salt Lake City, 1963. Vol. 3. P. 358.
6. History of Freemasonry in Illinois. P. 184. Цит. по: S.H. Goodwin. Mormonism and Masonry. n/p, n/d. P. 34.
7.Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder noue Kirche Jesu Cristi? Freiburg, Basel, Wien, 1995. (Пер. Ю. С.Терентьева.) Z. 129.
8. McGavin E. Cecil. Mormonism and Masonry. 1956.
9. Цитируемая ниже речь Дархема была произнесена на торжественном ежегодном заседании Мормонской исторической ассоциации 20 апреля 1974 г. Речь никогда не была опубликована в мормонских источниках, а Дархем был вынужден публично оправдываться и под угрозой исключения из "Церкви" должен был опубликовать публичное исповедание, подтверждающее его веру в "Пророка" Смита и основанную им "Церковь".
10. Цитата взята из подпольной машинописной копии речи доктора Дархема, внимательно сверенной с аудиозаписью, точность которой была заверена Мервином Б. Хоганом, секретарем масонской исследовательской ложи в Юте, Солт-Лейк-Сити. Цит. по: Decker Ed., Hunt Dave. The God Makers. P. 122-123.
11. Здесь и выше цит. по:Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder noue Kirche Jesu Cristi, Z. 98-99.
12. (см. Тэннер.Указ. соч. С. 486)
13. (Тэннер, Указ. соч. С. 487)
14.(Mellor, Alek. Logen. Rituale - Hochgrade. Handbuch der Freimaurerei, 1967. S. 360f)
15. Текст ритуалов цитировался по Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder noue Kirche Jesu Cristi? Z. 132-133, пер. Ю.С. Терентьева.
16. McGavin E. Cecil. Mormonism and Masonry. 1956. P. 199. Цит. по: Hauth Ruediger. Z. 129.
17. McGavin E. Cecil. P. 196. Цит. по: Hauth Ruediger. Z. 131.
18. Дархем не говорит о том, что у заключенных лидеров мормонизма откуда-то было огнестрельное оружие, и они отстреливались, серьезно ранив нескольких нападавших. - А. Д.
19. Поясним мысль Дархема: подходить к окну и подставлять себя под выстрелы озлобленной сопротивлением и желающей отомстить за своих товарищей толпы было абсолютно бессмысленно, если, конечно, Смит не желал сказать что-либо, что могло бы остановить выстрелы.
20. Цит.по: Decker Ed., Hunt Dave. P. 120-122.
21. Teachings of Prophet Joseph Smith. Salt Lake City, 1949. P. 146.
22. Pike Albert. Morals and Dogma of the Ancient and Accepted Scottish Rite of Freemasonry. Washington, D.C., 1958. P. 210, 213, 219.
23. Mackey Albert G. An Encyclopedia of Freemasonry. 1921. P. 618-619.
24. Pike Albert. P. 277, 525, 744.
25. См.: Джозеф Смит - История. Пар. 19. Драгоценная жемчужина. Солт-Лейк-Сити, 1995.
26. Цит.по: Decker Ed., Hunt Dave. P. 125.
27. Цит. по: Decker Ed., Hunt Dave. P. 126.