К какой отрасли относится наука. Отрасли экономики: наука и образование
Производственные силы имеют тенденцию к развитию, что определяет дальнейшее разделение труда и образование отраслей народного хозяйства и их групп. В контексте изучения народнохозяйственных процессов важно дать ответ на вопрос: "Что такое отрасль?"
Народное хозяйство страны
Многоструктурность экономики народного хозяйства объясняется наличием большого числа различных производственных процессов и способов присвоения произведённых благ.
Всю систему подсистем и звеньев отображает её структура. Её изменение может быть вызвано внедрением научно-технического прогресса в производственные процессы, социально-экономические переменами в обществе и прочими глобальными процессами. Появляются новые отрасли и подотрасли на фоне исчезновения старых, происходит смена ассортимента продукции. Отрасль - это средний уровень функционирования макроэкономической категории народного хозяйства. И её изучение позволит более чётко понимать сложные процессы, происходящие в мировой экономике.
Структура народнохозяйственного комплекса
Структуру народного хозяйства можно разделить по следующим признакам:
- Отраслевому (отрасль - это отдельное направление в хозяйстве): , промышленность, транспорт и т. д.
- Функциональному (согласно выполняемым функциям): топливно-энергетический, строительный, машиностроительный и другие комплексы.
- Региональному (согласно территориальному расположению в пределах определённого государства).
Что такое отрасль?
Исследование хозяйственной структуры страны неразрывно связано с рассматриваемым нами понятием. Так, все производители металла составляют металлургическую отрасль, все аграрии - сельскохозяйственную, и т. д. Таким образом, отрасль - это совокупность производителей одного блага, продающих его на одном рынке (в глобальном понимании).
На практике же многие производители одновременно выпускают несколько видов продукции, поэтому более правильным будет следующее определение. Отрасль - это совокупность субъектов экономических отношений, производителей благ определённого рода, ведущих свою деятельность при помощи одного вида оборудования. Продажа продукции может осуществляться на разных рынках. Для простоты проведения экономического анализа принято считать, что каждый отдельно взятый производитель выпускает одно благо, реализуя его на одном рынке.
Как определить потребителя определённой продукции? Синоним к слову "отрасль" - ветвь, направление, следовательно, потреблять её товары будет целевая аудитория. Если выпускать потребительское благо, покупать его будет население страны. Продукт в форме промежуточного блага интересен представителям других направлений экономики. Так, предприятия по обработке животных шкур продают полностью переработанный кожаный полуфабрикат, скажем, обувным фабрикам. Важным моментом функционирования рыночной экономики является соблюдение равновесия спроса и предложения на различных отраслевых рынках.
Структура
Отрасль - это важное экономическое понятие, поэтому изучение её структуры, под которой подразумевают состав, соотношение и взаимосвязи отдельных производств, очень важно для понимания сути народнохозяйственных процессов.
На структуру крупной отрасли оказывают влияние многие факторы, наиболее значимыми из которых являются:
- внедрение достижений научно-технического прогресса;
- рост культурного уровня и благосостояния населения;
- кооперирование, концентрация и специализация производственных процессов;
- плановые показатели роста отрасли и всех её подотраслей;
- разделения труда;
- общественно-политические факторы окружающего мира;
- позиции государства на мировых рынках.
Отраслевая структура является наиболее прогрессивной в том случае, если при её функционировании обеспечивается использование достижений научно-технического прогресса, а также внедряются эффективные методы и формы производственной организации и использования трудовых и материальных ресурсов.
Группирование
Понятие отрасли тесно связано с процессами группирования и обобщения. Разнообразные направления экономики объединяют в группы по определённым признакам, в качестве которых могут выступать свойства ресурса/продукта либо схожесть технологического процесса. Группу отраслей часто называют промышленностью.
Всех, кто занимается выпечкой (булочек, хлеба, бубликов и т. д.), стоит сгруппировать в хлебобулочную промышленность. Производителей сладостей (мороженого, конфет, пирожных) целесообразно объединить в кондитерскую. Всех "молочников" (производителей молока, творога, сметаны) - в Растениеводов, которые занимаются выращиванием фруктовых деревьев (груш, слив, яблонь) - в садоводческую.
С целью большей обобщённости экономических процессов можно объединить всех перечисленных производителей по признаку производства продуктов питания в пищевую промышленность. Именно по такому принципу совершается группирование отраслей в современной экономике.
Сектора народного хозяйства
Действуя таким образом, можно получить несколько крупных объединённых экономических направлений. Понять, что такое отрасль в экономике, поможет рассмотрение таких укрупнённых образований. Так, каждый из таких секторов сформирован на основании общности характера производства. На сегодняшний день выделяют следующие основные :
- Сельское, лесное хозяйства, охота и рыболовство.
- Добывающая промышленность.
- Строительство.
- Электричество, водоснабжение и газ.
- Торговля: оптовая и розничная.
- Транспорт и логистика.
- Медицина.
- Образование.
- Гостиницы и рестораны.
- Финансы.
- Государственная служба.
Экономически целесообразно объединять данные сектора в более крупные сферы:
- Сектор материального производства - от сельского хозяйства до строительства.
- Сегмент услуг (нематериальных отношений) - от торговли до госслужбы.
Объединение этих двух глобальных секторов позволит охватить абсолютно все производственно-экономические процессы, происходящие в государстве.
Классификация отраслей по ОКОНХ
Разнообразие предприятий народного хозяйства порождает необходимость в их классификации и упорядочивании. Общероссийский классификатор «Отрасли народного хозяйства» представляет собой способ группирования видов деятельности по направлениям с учётом характера их функций и особенностей структуры. Данная классификация была упразднена в 2003 году, однако изучение отраслевой структуры целесообразно начать именно с неё. Виды отраслей народного хозяйства, согласно группированию по ОКОНХ, делились на две группы. Их состав представлен в таблице.
Отрасли производственной сферы |
|
Промышленность |
|
Сельское хозяйство |
|
Лесное хозяйство |
|
Транспорт и связь |
|
Строительство |
|
Торговля и общественное питание |
|
Материально-техническое снабжение и сбыт |
|
Заготовки |
|
Информационно-вычислительное обслуживание |
|
Операции с недвижимым имуществом |
|
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
|
Геология и разведка недр, геодезическая служба |
|
Прочие сферы материального производства |
|
Отрасли непроизводственной сферы |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
|
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
|
Народное образование |
|
Культура и искусство |
|
Наука и научное обслуживание |
|
Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение |
|
Управление |
|
Общественные объединения |
Классификация по ОКВЭД
На сегодняшний день в России классификация отраслей народного хозяйства происходит по видам экономической деятельности (ОКВЭД), который предполагает разделение на следующие группы:
Группировка кодов ОКВЭД по разделам |
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
|
Рыболовство, рыбоводство |
|
Добыча полезных ископаемых |
|
Обрабатывающие производства |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|
Строительство |
|
Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт. Оптовая торговля |
|
Оптовая торговля (продолжение) |
|
Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
|
Транспорт и связь |
|
Финансовая деятельность |
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
|
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
|
Образование |
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
|
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
|
Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства |
|
Деятельность экстерриториальных организаций |
Структура занятости
Любые из ветвей экономики, их групп либо секторов хозяйства характеризуется численностью рабочих, привлечённых в отрасль (работы в добывающей промышленности, например, осуществляют 5 % от общей рабочей силы хозяйства). Соотношение занятости в разных сферах народного хозяйства называется структурой занятости и зависит от производительности труда работников и спроса на различные блага.
Так каким образом происходит перераспределение этой системы в национальных экономиках? Структура занятости неразрывно связана с изменениями в национальной экономике. Она отражает экономические, социальные, демографические и прочие особенности функционирования общества.
Структура занятости населения включает несколько составляющих:
1. Государственно-частная:
- занятые в госсекторе экономики;
- занятые в частном секторе.
2. Социальная - является отражением классовой структуры общества, соотношения населения с разным уровнем жизни.
3. Отраслевая - отражает степень развития отраслей народного хозяйства государства.
4. Региональная - влияет на следующие показатели экономики регионов:
- степень использования трудовых ресурсов;
- уровень освоения природных ресурсов территории;
- уровень экономической активности;
- удельный вес занятого населения.
5. Профессионально-квалификационная - даёт сведения о количестве и профессионализме трудовых ресурсов региона.
6. Половозрастная.
7. Семейная - характеризуется следующими признаками:
- отображает общее экономическое состояние страны;
- от уровня семейного дохода напрямую зависят демографические показатели, а именно смертность и рождаемость;
- реформирование экономики должно проходить с целью повышения экономического уровня занятых семей.
8. Национальная - разбирает состав трудовых ресурсов по национальному признаку.
Все звенья тесно взаимосвязаны в национальной экономике и не могут существовать раздельно.
Историческим предшественником ссудного капитала было ростовщичество, получившее широкое распространение еще в рабовладельческом обществе.
Предприниматели, независимо от того, в каких видах деятельности они заняты, испытывают потребность в заемном капитале (в кредите) во время строительства хозяйственных объектов, освоения природных ресурсов, модернизации действующего производства, сезонного накопления производственных ресурсов, массовой закупки сырья. С другой стороны, в процессе кругооборота промышленного капитала у фирм возникают временно свободные денежные средства, и они всегда готовы выгодно их разместить, отдать в ссуду тем, кто нуждается в них. Возникает торговля деньгами. Деньги приобретают дополнительную полезность - способность приносить прибыль.
Банк - финансовый институт, организация, осуществляющая различные операции с деньгами и предоставляющая финансовые услуги- предприятиям, гражданам и другим банкам. Основная задача банков состоит в аккумуляции временно свободных денежных средств у всех рыночных субъектов и дальнейшем их размещении с целью получения дохода.
Практическая роль банков и в целом банковской системы в экономике России определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через привлечение средств населения предприятий и организаций на расчетные счета и в срочные вклады, предоставление средств в ссуду населению, предприятиям и организациям на условиях платности, срочности, возвратности и обеспечения.
Если в качестве критерия классификации принять характер предоставляемых услуг, то можно определить три основных элемента современной" кредитно-банковской системы:
Центральный (эмиссионный) банк (ЦБ) - это банк банков. Он не производит операций с деловыми фирмами или частными вкладчиками. Главная функция Центрального банка состоит в проведении общенациональной кредитно-денежной политики, которая оказывает значительное влияние на состояние финансового сектора и всего народного хозяйства в целом. ЦБ регулирует денежную и кредитную системы, а также непосредственно кредитует правительство. Регулирование денежной системы осуществляется через эмиссию (выпуск) банкнот в соответствии с потребностями национальной экономики. Регулирование кредитной системы ведется через создание особых условий, оказывающих влияние на кредитную политику всех коммерческих банков. Центральные банки, как правило, являются юридически самостоятельными и непосредственно не подчинены государству.
Коммерческие банки - это многофункциональные учреждения, оперирующие в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют своим клиентам полный комплекс финансового обслуживания, который включает: кредиты, прием депозитов, расчеты и т. д. В этом состоит отличие от специализированных финансовых учреждений, которые выполняют ограниченные функции. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Главной функцией коммерческих банков в национальной экономике является кредитование промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, торговли.
Специализированные финансовые учреждения (земельные, ипотечные, сберегательные) - функционируют в относительно узких сферах рынка ссудного капитала, где требуются специальные знания, особые кредитно-финансовые инструменты и методы обслуживания клиентуры.
Центральный банк РФ занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; с другой стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка России.
Для функционирования экономики необходима определенным образом организованная финансовая система, которая бы регулировала потоки денежных средств, их формирование, распределение и использование.
Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, средство управления формированием и использованием фондов денежных средств.
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств.
Не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег по содержанию и по выполняемым функциям.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения.
Контрольная функция заключается в контролировании складывающихся в обществе экономических пропорций.
Стимулирующая функция финансов проявляется в создании условий развития определенных отраслей и производств на основе изменения налоговых ставок, льгот, штрафов, условий налогообложения. На основе этих изменений государство может стимулировать технический прогресс, увеличивать число рабочих мест, осуществлять капиталовложения в расширение производства.
Фискальная функция финансов заключается в изъятии части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, развития обороноспособности страны, развития непроизводственной сферы, объектов культуры, образования, науки и др.
Совокупность финансовых отношений в национальной экономике образует финансовую систему государства. Она формируется из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы - это система финансовых институтов, включающая бюджет, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды.
Децентрализованные финансы - финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, между юридическими лицами и государством; юридическими лицами и физическими лицами.
Финансы домохозяйств - это личные финансовые средства, которые вовлекаются в финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.
С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения является бюджетный федерализм, согласно которому осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет, В результате проведенных реформ в области финансов государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм представляет собой организацию отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично и эффективно сочетать интересы центра - федерации с интересами ее субъектов и органов местного самоуправления. Российская система бюджетного федерализма включает в себя федеральный и 89 региональных бюджетов.
Введение
Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.
Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.
Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.
Образование как система и отрасль экономики
Образование как приоритетная отрасль экономики
Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.
Сущность экономического образования.
Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.
Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.
Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:
науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;
образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;
книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;
культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;
нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;
идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.
Отраслевой аспект образования.
Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.
Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.
Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.
Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.
Особая роль сферы образования заключается в следующем:
Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.
Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.
В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.
Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.
Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.
В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.
Особенности образовательных услуг.
Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.
Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.
Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.
В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.
Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.
Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.
Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.
В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.
В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.
Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.
Еще до того времени, как я пошел учиться в школу, у меня были смутные представления о том, что из себя вообще представляет экономика. А вот что такое материальная экономика – вопрос интересный.
Материальная экономка
Чтобы четко понимать, что такое экономика вообще, а материальная экономика - в частности, необходимо незначительно углубиться в терминологию.
Понятие «экономика» сложное по своей сути. Трактовать его можно по-разному. Но в основе обязательно лежит какая-то деятельность человека или общества, направленная на получение благ определённого вида.
В зависимости от того, какие блага мы хотим получить, экономика делится на части – сектора. Экономисты выделяют три основных сектора экономики – реальный (он же материальный), финансовый и непроизводственный.
Непроизводственная экономика необходима для создания базы услуг (благ), которые облегчают нам жизнь: обслуживание населения в быту, ЖКХ, проведение и поддержание различных коммуникаций и так далее.
Финансовая экономика является посредником, созданным для перемещения ресурсов в виде ценных бумаг или денежных обязательств между остальными секторами. Четкого разграничения в своей деятельности не имеет.
Материальная экономика – основной, базовый сектор экономики, который занимается производством, распределением или реализацией продуктов потребления.
Структура материальной экономки
Как можно догадаться, структурой материальной экономики являются сферы народного хозяйства. Вот основные отрасли народного хозяйства, которые принято считать частью материальной экономки:
- промышленность (производство);
- агропромышленный комплекс;
- торговля.
Ни одна современная материальная экономика не обходится без промышленного комплекса. Промышленный комплекс включает «легкие» и «тяжелые» предприятия по добыче, переработке сырья и выпуску конечной товарной продукции.
Агропромышленный комплекс – это не только выращивание употребляемых в пищу продуктов или разведение скота, но и их переработка.
Ну и куда же без торговли? Торговля – механизм реализации, как продукции производства, так и сельского хозяйства.
Экономика современного государства подразделяется на отрасли. Она включает производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия "производственная" и "непроизводственная" сферы являются наиболее крупными структурными характеристиками экономики.
1. Непроизводственная сфера (или сфера услуг) включает виды деятельности не создающие материального (вещественного) продукта. Как правило, выделяются следующие отрасли непроизводственной сферы:
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
- здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
- народное образование;
- финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
- культура и искусство;
- наука и научное обслуживание;
- управление;
- общественные объединения.
2. Производственная сфера ("реальный сектор" - в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.
Деление на отрасли обусловлено общественным разделением труда.
Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное, единичное.
1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь...).
2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства. Например, в промышленности выделяются:
- электроэнергетика;
- топливная промышленность;
- черная металлургия;
- цветная металлургия;
- химическая и нефтехимическая промышленность;
- машиностроение и металлообработка;
- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
- промышленность строительных материалов;
- легкая промышленность;
- пищевая промышленность…
В свою очередь каждая из них состоит из узкоспециализированных отраслей, например, цветная металлургия включает медную, свинцово-цинковую, оловянную и другие отрасли промышленности.
3. Единичное разделение труда имеет место на предприятии, в учреждении, организации между людьми разных профессий и специальностей.
Самой главной отраслью материального производства является промышленность, которая состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
По характеру воздействия на предмет отрасли промышленности делятся на две группы:
- Добывающие отрасли обеспечивают получение природных ресурсов минерального и растительного происхождения, а обрабатывающие отрасли обеспечивают переработку исходного сырья, полученного в добывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве. Таким образом, к добывающей промышленности относят горнодобывающие предприятия - по добыче руд цветных и черных металлов и нерудного сырья для металлургии, горнохимического сырья, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, а также гидроэлектростанции, предприятия по лесоэксплуатации, по улову рыбы и добыче морепродуктов.
- К обрабатывающей промышленности относят предприятия по производству черных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов легкой и пищевой промышленности, а также теплоэлектростанций и предприятий по ремонту промышленных изделий.
При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы. Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).
В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы : топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, социальный, строительный комплекс и военно-промышленный.
- Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью - удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии.
- Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы.
- Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ.
- Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей.
- Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья.
- Строительный комплекс включает систему отраслей строительства, промышленность строительных материалов, машиностроение, ремонтную базу.
- Социальный комплекс объединяет более чем 20 подотраслей легкой промышленности, которые могут быть объединены в три основные группы: текстильная; швейная; кожевенная, меховая, обувная - производящие товары народного потребления.
- Военно-промышленный комплекс (ВПК) представлен отраслями и видами деятельности, ориентированными на удовлетворение потребностей Вооруженных Сил.