Изучение дошкольниками звука «и. Открытое занятие "звук "а", буква "а"" Гласный звук а в середине слова
Мо рж - звук [о] слышен в середине слова.
Колобо к - звук [о] слышен в середине слова.
Зо нтик - звук [о] слышен в середине слова (рис. 2).
Молоко - звук [о] слышен в конце слова.
О слик - звук [о] слышен в начале слова.
Ро за - звук [о] слышен в середине слова (рис. 3).
Ко тик - звук [о] слышен в середине слова.
Гнездо - звук [о] слышен в конце слова.
Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова - и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о] .
А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы О .
Вот О ле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).
Рис. 4. Оле Лукойе ()
О сёл из Бременских музыкантов (рис. 5).
Девочка О ля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).
Рис. 6. Оля и Яло ()
Храбрый О ловянный солдатик (рис. 7).
Рис. 7. Оловянный солдатик ()
Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам сказку об этих героях.
Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков [о] слышится.
Не далеко, а около
Катилось О и окало.
Отчетливо звук [о] в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О . Вот какой хитрый звук [о] . Он умеет превращаться в звук [а] .
Потренируйтесь различать звуки [о] и [а] . Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о] .
Боло нка (рис. 8). Слышен звук [о] .
О вчарка (рис. 9). Звук [о] не слышен.
Спаниель (рис. 10). Звука [о] в слове не слышим.
Рис. 10. Спаниель ()
Ко лли (рис. 11). Хорошо слышен звук [о] .
Го нчая (рис. 12). Звук [о] есть.
Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о] , только [а] .
Бульдо г (рис. 14). Хорошо слышен звук [о] .
Лайка (рис. 15). Слышны только звуки [а] .
По йнтер (рис. 16). Хорошо слышен звук [о] .
Такса (рис. 17). Слышен только звук [а] .
Мо пс (рис. 18). Хорошо слышен звук [о] .
Как вы думаете, почему ослик сказал:
Здравствуй, буква-мячик!
Почему не скачешь?
О - самая круглая буква в нашем алфавите (рис. 19).
Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о , то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла .
Е. Тарлапан
Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву О .
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О .
О - как обруч, захочу -
По дороге покачу!
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О . Приведите свои примеры.
А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.
Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:
О ?
Рассмотрите письменные буквы Оо . Сравните их с печатными (рис. 20).
Рис. 20. Печатные и письменные буквы О ()
Отличаются печатные и письменные буквы формой.
Печатные буквы круглые:
Посмотри на колесо,
И увидишь букву О .
А вот письменная буква имеет форму овала:
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла - бока помяла,
И теперь овальная.
Г. Ванюхина
Печатная буква - это кружок, а письменная - овал.
У заглавной письменной буквы всего один элемент - овал (рис. 21).
Рис. 21. Написание заглавной буквы О ()
Начинаем писать заглавную букву немного выше нижней линии заглавной строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии, поднимаем букву вверх, закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем овал.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
При написании заглавной письменной буквы О могут быть ошибки: овал можно написать очень широким или очень узким; овал может быть неровным, зауженным сверху или снизу.
Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.
Маленькая буква о , как и заглавная, тоже состоит только из одного элемента - овала. Она отличается от заглавной буквы размером. Писать её можно двумя способами.
Рис. 22. Первый способ написания маленькой буквы о ()
Первым способом (рис. 22) удобно писать букву, если её соединять в слове со следующей буквой нижним соединением. Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию. Коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал.
Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте самостоятельно написать её в тетради.
Иногда, когда вы будете писать букву о в словах, удобнее пользоваться вторым способом написания буквы, с верхним соединением (рис. 23).
Рис. 23. Второй способ написания маленькой буквы о ()
Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаемся верхней линии. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки; поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать соединительную линию, похожую на провисшую верёвочку.
Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать букву о в тетради сами.
При написании маленькой письменной буквы о могут быть такие ошибки: очень широкая, круглая буква, а не овал; очень узкий овал; буква висит, не касаясь вспомогательных линий рабочей строки.
Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается.
А знаете ли вы, что буква О - одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О , которая ничем не отличается от нашей.
Наши древние предки называли нашу букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.
В математике есть цифра, очень похожая на букву О . Вы, конечно же, догадались, что это ноль .
А вот когда вы подрастёте, узнаете, что в химии есть элемент, который записывают тоже с буквой О . Н 2 О - вода, без которой ни одно живое существо на Земле обойтись не может.
Есть даже памятник этой букве (рис. 24). Вот какая она знаменитая. О - самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают» . И в названии их города буква О встречается два раза.
Рис. 24. Памятник букве О в Вологде ()
Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.
Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О , звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как [о] , а иногда звучит как [а] .
На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.
Список литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
- Nashol.com ().
- Poskladam.ru ().
- Malish-nash.ru ().
Домашнее задание
- Потренируйтесь в написании буквы О . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Оо (большие и маленькие).
- Найдите слова, в которых буква О звучит как звук [о] .
Гро м, со бака, во л, до м, пиро жки, о санка.
- Выберите любой стишок из этого урока про букву О и выучите его наизусть.
Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты
Тема: Звук [а], буква «А».
Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [а].
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Учить детей правильно артикулировать звук [а].
Познакомить воспитанников с буквой «А».
Учить выделять звук [а] в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую и речевую моторику.
Развивать навыки звукового анализа.
Развивать слуховое внимание и память.
Развивать плавный длительный выдох.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать усидчивость и интерес к новому.
Воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование : картинки на звук [а], ленточка, счетные палочки, тетради для занятий, цветные карандаши, ксерокопии прописи.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня мы с вами поучимся быть учениками и будем знакомиться с
буквами. А вот с какой буквой мы познакомимся, вы узнаете чуть позже.
2. Знакомство со звуком [а]
У Алины есть маленькая сестренка Аня. У Ани погремушка. В погремушке что-то
зашумело. Аня обрадовалась, машет погремушкой, открыла ротик и громко запела:
Как запела Аня? Повторите. (А-А-А)
3. Артикуляционная гимнастика
Послушайте сказку о Веселом язычке.
- «Язычку понравилась песенка звука [а]. Он хотел её спеть. Открыл широко свой
Спойте все вместе эту песенку.
А теперь я буду тянуть ленточку и петь: «А-А-А»
Смотрите, какую длинную ленточку я вытянула, пока пела песенку.
Для того чтобы получилась длинная ленточка, нужно сделать глубокий вдох и
длительный выдох.
- А теперь вы спойте песенку звука [а] долго.
4. Проговаривание слов со звуком [а]
Ребята, эта песенка слышится во многих словах. Послушайте, как я буду произносить
слова со звуком [а].
Алла, Аня, апельсин, аист, автобус, ананас, арбуз, август
Давайте скажем эти слова все вместе и потянем звук [а] в начале каждого слова.
5. Физкультминутка. Игра «Делай, как я!»
– А! – со мною вместе пойте.
– А! – пошире рот откройте.
– А! – споем мы высоко.
– А! – протянем низко.
– А! – как будто далеко.
– А! – мы слышим близко.
– А! – шепнем.
– А! – крикнем звонко.
– А, – тихонько.
– А! – так громко!
– Все теперь мы будем знать:
Вот как может А звучать!
6. Выделение звука [а] на слух. Игра «Будь внимательным!»
Ребята, я буду называть разные звуки, а вы, если услышите звук [а] – хлопните в ладоши:
о у а м и а з а р д а г у а о ы а
А теперь я буду называть слоги, а вы, слушайте, есть там наш звук или нет, и тоже хлопайте:
ма мо му па по ры ра ру ба бо ва во ву та да са
А теперь послушаем слова:
аист апельсин грибы ананас лимон аквариум автобус снег арбуз
7. Знакомство с буквой «А»
Ребята, посмотрите, какая буква «А». На что она похожа?
(На домик, на шалаш, на крышу)
Давайте выложим букву «А» из палочек.
А теперь напишем ее в тетради. Открывайте ваши тетрадочки и посмотрите на образец. Одну клетку пропускаем, в другой пишем.
8. Раскрашивание картинок на звук [а]
Посмотрите на свои листочки, там нарисованы картинки. Вам нужно раскрасить только те рисунки, которые начинаются на звук [а].
Какие картинки вы раскрасите? (Аист, автобус, аквариум, арбуз, альбом)
9. Подведение итогов занятия
Ребята, какой звук мы сегодня учились говорить? (Звук [а])
С какой буквой вы познакомились? (С буквой «А»)
Не советую говорить ребёнку, что вы сейчас начнёте его учить читать и что это ооочень важно.
Просто начните игру.
Но, лично для вас в этой игре будут определенные правила:
— сначала работа со звуком,
Сегодня вам понадобятся картинки с изображением доктора Айболита, антилопы, аиста. Я думаю, что у вас вряд ли найдутся эти герои в виде объёмных игрушек. Да это и не обязательно. Для игры вполне подойдут и картинки, настоящие картинки — бумажные. Можно распечатать и вырезать по контуру.
Показываем картинку с доктором Айболитом. Называем его имя, протягивая первый звук – Ааааайболит. Объясняем, что этот доктор лечит зверюшек. Просим ребёнка повторить имя доктора, также протягивая первый звук. Просим ребёнка назвать первый звук в имени доктора.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
А теперь разыгрываем сценку.
И пришла к Айболиту Антилопа. Опять же, протяните первый звук в слове Ааааантилопа. Попросите ребёнка повторить – Ааааантилопа (какой первый звук в слове антилопа?)
Жалуется антилопа доктору:
— Ай, ай, ай! У меня горлышко болит!
Доктор просит антилопу открыть рот и сказать: Ааааааа! (пусть ребёнок играет роль антилопы и говорит за неё).
Говорит Айболит антилопе:
— У вас ааааангина! (какой первый звук в слове ангина?)
Я пропишу вам полезный сладенький сироп и ещё кое-что очень важное. Сейчас я позову своего помощника аиста.
Доктор зовёт:
— Аааааист!
Просим ребёнка тоже позвать аааааиста. (какой первый звук в слове аист?)
— Дорогой аист, сходите, пожалуйста, в магазин и купите… (шетчет аисту на ушко то, что надо купить).
Аист возвращается. Показывая следующую картинку, читаем наизусть стихотворение, попросив перед этим ребёнка, запомнить все слова, которые начинаются на звук [а].
Аист вёз из магазина
На своей коляске груз
Ананасы, апельсины
Абрикосы и арбуз.
Ребёнок называет все слова на звук [а], которые запомнил. В каждом слове первый звук протягиваем: ааааанансы, ааааапельсины, ааааабрикосы, ааааарбуз.
Доктор объясняет Антилопе, что очень важно есть фрукты постоянно. В них много полезных для здоровья витаминов и они защитят от ангины и простуды.
После знакомства со звуком берёмся за букву.
Объясните ребёнку, что звуки речи мы слышим, а буквы – это значки, которыми эти звуки речи записываются.
Знакомим ребёнка с буквой Аа. Их две – можно сказать две родные сестрички, старшая – большая и младшая – маленькая. Они не похожи. Вот тут и проблема! Очень часто дошкольников учат писать только большую печатную букву. Видимо потому, что маленькую букву «а» написать ребёнку сложнее. Но ведь именно маленькая буква «а» будет встречаться в текстах на каждом шагу! И её графическое изображение ребёнок должен хорошо запомнить, чтобы не путать с другими буквами.
Итак, знакомимся с буквами!
Первое знакомство – зрительное. Рассмотрите картинки с изображением буквы в букваре, на кубике и т.п. Втрое – тактильное. Выложите букву «А» большую с помощью палочек, слепите и большую, и маленькую из пластилина. Когда будете лепить большую букву, то обратите внимание ребёнка на то, что «ножки» у буквы прямые и одинаковой длины. Далее пишем букву: можно на песке, на маркерной доске. Но пишем обязательно в правильном порядке: сверху вниз левую ножку, сверху вниз правую ножку, ножки прямые и одинаковой длины, поясок слева направо. Эти тонкости письма очень важны.
Я ребёнку даю распечатанный на принтере листок. На нём несколько упражнений для письменного запоминания буквы. Сначала раскрашиваем букву (красным карандашом).
Когда я рассказываю ребёнку о звуках речи, то уточняю: есть звуки ртораскрыватели (гласные) и ртосмыкатели (согласные). Первые принято обозначать красным цветом, а вторые синим.
После раскрашивания обводим большую букву несколько раз в указанном порядке.
Буква «а» маленькая в написании непростая. Поэтому я предлагаю ребёнку обвести её фломастером по внутренним дорожкам. Каждому элементу буквы даём названия – «шапочка», пишем слева направо. Дальше «палочка» вниз, дальше «животик» справа налево.
В заключении выполняем задание на поиск буквы. Это называется корректурная проба. В данных трёх строчках необходимо найти буквы «А» и «а» и подчеркнуть их или обвести кружочком, или вычеркнуть.
В конце занятия можно приклеить наклейку на листок с выполненными заданиями. Или дайте ребёнку его любимую конфету. А ещё лучше, предложите съесть апельсин. И не забудьте угостить Айболита, антилопу и аиста.
Хвалите ребёнка в течение всего занятия. Если что-то не получается, то подбадривайте.
Вот так обыгрывайте каждую букву. Придумывайте новую сценку.
Не надо искать новомодных методик! Учите по обычному букварю, например Н.С. Жуковой.
Желаю вам успехов!
Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.
- познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву А по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Астра
Аист
Арбуз
Автобус
Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?
Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.
Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.
Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.
Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.
Если ребенку трудно, предложите более простое задание:
АААЛИК, АААНЯ - что ты слышишь в начале слова?
Задание: печатная буква А для дошкольников
Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Стихи про букву А
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)
Азбука пусть
Начинается с АИСТА -
Он, как и азбука,
С А начинается!
(В. Заходер)
Всем известно,
Буква А - буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)
Сказка про букву А
Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
Долой самозванку А - кричали гласные буквы.
- Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? - шипели шипящие.
- Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому,- сказала молчавшая до сих пор А,- что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? - не унималась Я.
- Агу,- сказала А.
- И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.
Пословицы и поговорки на букву А
Азбука - к мудрости ступенька..
Аккуратность человека красит.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без труда нет и плода.
Мал да удал.
Сам погибай, а товарища выручай.
Загадки для детей на букву А
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажи!
(Август)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина, автобус)
День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)
Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)
Итоги урока:
- Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
Цель:
- закреплять правильное произношение звука А;
- учить слышать и выделять звук А в начале, середине, конце слова;
- познакомить с понятием “гласный” звук;
- ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
- познакомить с буквой А;
- учить читать букву А;
- обучать навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
- закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
- закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;
- обогащать предметный словарь со звуком А;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать пространственную ориентацию на плоскости;
- развивать память, внимание, мышление;
Оборудование:
Кукла Алла, картинки со звуком А (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – аист, акула, антилопа, астра, астры, азбука, азбуки, айва, антенна, антенны, арбуз, арбузы, аптека, апельсин, апельсины, абрикос, абрикосы, банан, бананы, ананас, ананасы, лиса, комар; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука А; картинка девочка качает куклу; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква А; карточка – картинка “На что похожа буква А” – “А – шалашик, и смотри; есть скамеечка внутри” (В. Савичев); настенная Азбука; буквы – заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная или наждачная бумага); кружки из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный);
Организационный момент: Отгадывание загадок: Стоит на крыше верхолаз – и ловит новости для нас (Антенна) А. Масленникова; Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный (Арбуз); Яркий, сладкий, налитой, Весь в обложке золотой! Не с конфетной фабрики – А из далекой Африки (Апельсин); Какой звук мы услышали в отгадках – звук А; Если дети хорошо слышат и различают звук А, педагог может предложить детям отгадки со звуком А в сильной позиции, в середине и конце слова: Висит груша – нельзя скушать (Лампа); Не зверь, не птица, а нос, как спица (Комар); Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесочке под кустом (Лиса);
Фонетическая гимнастика “Куколка усни”
К нам в гости сегодня пришла кукла Алла. Мы Алле покажем, как мы умеем слышать и различать звук А. Девочка качает куколку: А а А а А а А а А а; Произносим то тихо, то громко. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Картинка артикуляции звука А. Для мальчиков другая картинка – “Заболел зуб”. Звук А произносится сначала громко, затем тихо. Дети произносят звук все вместе, затем по одному. Молодцы.
Игра “Назови картинку”
Дети называют картинки со звуком А (на усмотрение педагога), выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука А в слове.
Игра “Жадина”
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Моя лампа. Мой ананас. Мои арбузы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.
Игра “Чего нет”
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать а заодно и проверить спрятался ли звук А в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: - Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.падеже.
.Игра “Поймай звук”
Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук А, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков А – У или А – И. Примерный лексический материал: ангел, астра, Астрахань, утюг (не хлопаем), аист, ананас, сад, петух, овца, лиса, ус и т.д..
Физ. минутка;
Игра “Апельсин”:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка...кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
Логопед на ушко каждому ребенку говорит каким зверьком он будет. Ребенок подходит за своей долькой, когда назовут его зверя. В конце неожиданно обнаруживается волк, который отбирает дольки у тех, кто не успел от него убежать. В конце игры все как бы отламывают по кусочку от своих долек волку, и он становится добрым. Дети гладят его по головке.
Игры с мячом “А ну-ка, повтори”
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:
Та – та –та – хвост пушистый у кота;
- га –га – га – у оленя есть рога;
- ха – ха – ха – не поймать нам петуха;
- ча – ча – ча – сидит зайчик у врача;
- жа – жа – жа – убежали два ежа; и т. д.
Игра “Эхо”
Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:
Та – та – да
Да – да – та
Па – па – ба
Ба – ба – па и т.д.
Проговори поговорку: Много снега, много хлеба (объяснить смысл).
Игра “Загадки – добавлялки”
Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.
Я сегодня утром рано,
Умывался из – под...(крана).Для птенцов и для зверят,
Тоже нужен детский.....(сад).Не послушал Зайка папу,
Отдавили Зайке...(лапу).Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я...(комара).Солнце светит слишком ярко,
Бегемоту стало...(жарко).Слезы льются у Оксанки,
У нее сломались...(санки).Нам темно, мы просим папу
Нам включить поярче...(лампу).Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли....(лапки).Жил у нас один чудак,
Разводил в саду он...(мак).
Какой звук слышали в добавлялках? (Звук А).
Буква А
Показ буквы – карточки А. Нахождение и показ буквы А на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква А” - А – шалашик, и смотри, есть скамеечка внутри (В.Савичев). Прописывание буквы А в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах.
Понятие “гласный” звук
Дети произносят звук А, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук А – ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой А рисует маркером красный кружок.
Работа в тетрадях
Дети печатают букву А в тетрадях. Под буквой А рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква А обозначает звук А. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.
Игра “Придумай слово”
Логопед предлагает детям придумать слова, сначала на звук А (в начале слова), затем со звуком А (в середине и конце слова). Затем логопед предлагает придумать имена для мальчиков и для девочек со звуком или на звук А.Дети называют имена: Аня, Алла, Алиса, Алсу, Андрей, Алик, Артем и т.д.
Итог занятия
Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? У звука А нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук А? (Буквой А). На что похожа буква А? (крыша домика, шалаш). Как мы ее пишем? Молодцы. Наше занятие закончено.