Этюдник чертежи. Как сделать мольберт для рисования своими руками
Вы увлеклись живописью и рисунком, после чего начали задумываться об оборудовании в домашних условиях собственного рабочего места художника. С чего начать? Конечно с мольберта! А почему бы и не попробовать самостоятельно, сэкономив при этом деньги?
В данном материале мы расскажем, как быстро и легко сделать мольберт для рисования своими руками.
Материалы для создания мольберта для рисования
- сосновая рейка 4,5×2 см, длинной 3 м - 3 шт.
- саморезы 34×2,9 мм - 6 шт.
- саморезы 16,5×2,7 мм - 4 шт.
- гвозди без шляпок 2 см - 4 шт.
- мебельные винты с шайбами и гайками «барашек» 72×5,2 мм - 2 шт.
- крючок навесной, 13 см - 1 шт.
- петля дверная, 2 см - 1 шт.
- клей по дереву
- наждачная бумага (100–120)
- наждачный круг (100–120) - 1 шт.
Инструменты для изготовления мольберта
- шлифовальная машинка
- электролобзик
- ножовка по дереву
- пара строительных перчаток
- метр и линейка
- крестовая отвёртка
- строительный карандаш
- молоток
- дрель со сверлами 6 и 8 мм
- электрошуруповёрт
Как сделать мольберт своими руками
Распиливаем бруски по размерам:
1 шт. - 146 см, 1 шт. - 154 см, 2 шт. - 168 см, 1 шт. - 39 см, 1 шт. - 53 см.
Зашкуриваем бруски электрической шлифовальной машинкой, обрабатывает торцы наждачной бумагой. Я использовал сосну. У нее много сучков, поэтому нужно выбирать подходящие рейки. Сосна «слоится» при ручной обработке, поэтому нужно использовать электроинструмент. Основное достоинство данного вида древесины для работы - низкая стоимость материала.
После того, как все бруски ошкурены, мы начинаем собирать каркас нашего мольберта. Чтобы сделать это максимально точно и ровно, используем кафельный пол: прямые углы между кафельными плитками служат ориентиром для выравнивания реек.
Сборку начинаем с центральной рейки - 146 см, её кладём параллельно шву на кафельном полу. Если у вас нет возможности использовать кафельный пол, можете начертить прямую на обычном полу или сделать временную прямую из изоленты. Получится ось нашего будущего мольберта, а сборка будет идти относительно неё.
Собираем две опоры - 168 см каждая, внахлёст располагаем рейки по 39 и 53 см. Для скрепления реек между собой предварительно сверлим отверстия с помощью сверла d=6мм, промазываем стыки столярным клеем, фиксируем рейки относительно друг друга, стыки закрепляем с помощью саморезов.
С помощью петли присоединяем к задней рейке 39 см по центру заднюю опору 154 см. Регулируем её по длине. Для крепления также использую сверло d=6 мм.
Устройство полочки для подрамника: нам потребуется наличник шириной 5 см, длинной 60 см. Всего 3 таких куска. Сверлом d=8 мм делаем два отверстия на расстоянии 15 см от края. С помощью молотка и гвоздей скрепляем две планки между собой под углом 90 градусов, таким образом, чтобы они представляли собой полочку. Задняя планка будет являться держателем этой полочки.
Даём клею просохнуть и на следующий день заканчиваем сборку мольберта: ставим его в горизонтальное положение, устанавливаем полочку для подрамника. Регулируем её по высоте. Закрепляем навесной крючок, фиксирующий заднюю опору. На свой вкус Вы можете подобрать бесцветный лак, морилку или краску. Вот теперь Ваш мольберт полностью готов!
Материал предоставлен площадкой для творчества
Выполняется этюдник из дерева, при этом желательно подобрать для него неколкую мелковолокнистую древесину, например яблони или что-то вроде этого. Фанеру для крышек следует поискать потоньше, стандартная 4-миллиметровая фанера толстовата и грубовата.
Если тонкая фанера не подвернулась, склейте эпоксидной смолой два куска шпона (фанеровки), расположив их волокна во взаимно перпендикулярных направлениях и крепко сжав куски между листами толстого стекла.
Конечно, не возбраняется этюдник изготовить из оргстекла или полистирола, функции свои при этом он, безусловно, сохранит, а технологически сделать его из пластика даже проще.
Но эстетика художественных принадлежностей из пластмассы на порядок ниже деревянных. По той же причине и металлические детали у этюдника лучше изготовить не из стали, а из бронзы или латуни. Не в коррозии, конечно, дело, просто внешне эти металлы намного лучше сочетаются с деревом, чем железо.
Этюдник состоит из стыкующихся с помощью петель трех деталей: дна, палитры и крышки. Размер этюдника в сборе 300x200x60 мм. Вид его в сборе не привожу — это обычный ящик с наплечным ремешком.
Дно (основание) этюдника, представленное нарис. 1, имеет форму открытой коробки и выполняет функцию хранилища для рисовальных принадлежностей. В коробке имеется перегородка, разделяющая ее на два отделения — для красок и кистей. Впрочем, перегородку устанавливать необязательно. Забегая вперед, хочу сразу обратить ваше внимание на такой важный момент, как установка петель. От их качества и от тщательности подгонки в значительной степени зависят и удобство работы с этюдником, и его внешний вид. Обратите внимание, что стержни петель имеют разную длину, что упрощает сборку-разборку этюдника, так как надевание трубок петель на стержни в этом случае производится поочередно.
Примечание. Если вам не удалось изготовить петли из бронзы или латуни, а на примете нет подходящих готовых, имейте в виду, что неплохие петли получатся из рояльной петли (придется лишь немного поработать ножовкой по металлу и надфилем).
Средняя деталь этюдника — палитра (рис. 2). Собирается она так. Сначала из брусков предварительно связывается рамка в соответствии с размерами дна, затем бруски разнимаются и в каждом из них (на внутренней стороне) резцом из ножовочного полотна аккуратно процарапывается паз глубиной 2... 2,5 мм (при этом используется металлическая линейка). А при окончательной сборке рамки в эти пазы на эпоксидной смоле вставляют лист тонкого текстолита или гетинакса размером 284х 184мм. В углу рамки также эпоксидной смолой приклеивают деревянную накладку, в которой после отверждения смолы лобзиком выпиливают овальное отверстие для большого пальца. Верхние и нижние края отверстия заоваливают напильником и шлифуют наждачной шкуркой.
Ясно, что от того, насколько аккуратно вы выполните эту работу, зависит, насколько удобно художнику будет держать палитру. Вопрос этот немаловажный, так как чем меньше рука устает, тем плодотворнее идет творческий процесс. В боковой брусок палитры вделана втулка с внутренней резьбой М4.
С помощью этой втулки к палитре крепится (ввинчивается во втулку) перед работой вышеупомянутая металлическая"баночка для масла (ко дну баночки припаян болтик М4).
Крышка этюдника (рис. 3) выполняет функцию мольберта, для чего имеет выдвижной фиксатор для удерживания ее в открытом состоянии. Одновременно крышка является и хранилищем для двуххолстиков, которые при транспортировке вставляют в проушины и укладывают на штифты (гвоздики без шляпок), причем первый холстик располагают лицом вниз, второй — лицом вверх.
От выпадения из крышки холстики предохраняют поворотные защелки, расположенные в бруске рамки в выбранных стамеской углублениях. В подобных углублениях находятся откидные крючки для крепления холстиков в вертикальном положении. Чтобы было удобнее извлекать холстики из крышки, в противоположном петлям бруске рамки предусмотрено углубление.
Теперь разберемся с петлями. На основании этюдника (см. рис. 1) установлены две половинки петель со стержнями. Надеюсь, в свете того, что сейчас продают в киосках и переходах, печатают в газетах и журналах, крупным планом показывают по телевизору, читатели простят мне такую вольность — эти половинки для наглядности и доходчивости называют «папы». Ясно, что на соответствующей стороне палитры средней детали этюдника установлены две «мамы» — петли без стержней.
Обратите внимание, что на другой стороне палитры крепят уже три «папы», а на крышке, которая прилегает к палитре, — соответственно три «мамы». Делается это вот почему. Этюдник предназначен для работы в самых спартанских походных условиях, когда вы предельно налегке — этюдник на плече и бутерброд в кармане. И если нет ничего поблизости, на что можно поставить этюдник при работе, а тренога к нашему этюднику не предусмотрена, то последний придется держать в руке. Для этого детали этюдника разъединяют, после чего устанавливают крышку на палитру на петлях, вставляя стержни центральной и правой петель палитры в отверстия левой и центральной петель крышки (рис. 4,а).
В результате центр тяжести сочлененных таким образом деталей расположится примерно в районе отверстия для большого пальца, которое предусмотрено в палитре. Так что держать этюдник будет удобно и рука долго не устанет. Если же при этом художнику самому удастся сесть на пенек или упавшее дерево да еще удобно расположить рядом донную часть этюдника с принадлежностями — условия работы будут прямо-таки комфортными (при упомянутом минимальном снаряжении, конечно). Теперь становится понятным, что при изготовлении этюдника следует экономить каждый грамм.
Если же найдется, на что поставить этюдник, то в зависимости от желания либо просто поднимают и фиксируют крышку на палитре, достав предварительно из нижней части все, что потребуется (рис. 4,6), либо дно соединяют с крышкой, при этом принадлежности остаются на своих местах, а палитру вам придется держать в руках (рис. 4,в).
Иногда этюды пишут на тонком грунтованном картоне и тогда, чтобы исключить повреждение красочного слоя первого нижнего этюда при прогибе второго, крышку комплектуют жесткой прокладкой из текстолита размером 280х 180 мм и толщиной порядка 1 мм. (прокладка помещается между этюдами).
После окончательной сборки этюдник снабжается парой крючков, закрывающих его в походном положении. Штифты, за которые зацепляют крючки, полезно установить не только на крышке, но и на палитре. Тогда этюдник в положении, представленном на рис. 4,6, будет более устойчив. Для удобства переноски этюдник снабжен ремнем (наилучший вариант — имеющий регулировку по длине ремень от старого фотоаппарата). Учитывая любовь художников к дальним странствиям при любой погоде, все деревянные детали следует хорошенько пропитать горячей олифой.
Небольшое дополнение. Данный этюдник предназначен исключительно для «правшей», однако если его выполнить в зеркальном отображении в полном соответствии со всеми прочими рекомендациями, то «левши» смогут пользоваться им с тем же успехом.
Вот и все! Счастливого пути на пленэр!
Журнал "Сделай сам" №1-98г.
Сделать этюдник
Дата: 17.11.15 | Раздел: Столярные изделия
Делаем легкий этюдник со складными ножками.
Конструкция этюдника похожа на плоский деревянный
ящик с крышкой. По форме это небольшой чемоданчик,
на манер кейса или дипломата. Борта собираем
из деревянных планок, дно и внутренние
перегородки из фанеры.
Корпус этюдника размером 500/350 мм. , высота 60 мм. . Крышка так же
размером 500/350 мм. , высотой 25 мм. . Дно в обоих случаях из
фанеры толщиной 3-4 мм. , борта из реек толщиной 12 мм. .
Подробнее про изготовление корпуса в статье .
Устанавливаем фурнитуру.
Мы уже сделали ящик с внутренними перегородками, палитрой и крышкой.
Далее нам надо установить фурнитуру и сделать три складные ножки.
Крышку навешиваем на корпус с помощью рояльной петли с торца, то есть
по борту шириной 350 мм. . Это нужно, чтобы на крышке удобнее было
разместить полотно или ватман.
С другого торца устанавливаем крючок для фиксации в походном положении.
Во время работы художника крышка этюдника находится в открытом положении,
с небольшим наклоном наружу.
Для крепления крышки внутри установил барный шарнир, закрепил его саморезами
к бортам ящика и крышки изнутри.
Кстати говоря, для первого этюдника механизма не было, там согнул
из стальной проволоки обычный крючок, который цеплялся за вкрученный саморез.
И ничего, конструкция уже столько лет работает без проблем.
Для переноски ящика к корпусу крепится ремень. Ремень, или скорее прочную ленту,
закрепил с помощью колец и кусков жести. Жесть вырезал, согнул вдвое, вставил
кольца и притянул к торцам ящика саморезами.
Складные ножки.
Для изготовления ножек надо заготовить бруски сечением 15/20 мм. из плотной
древесины.
Размеры деталей в чистоте: Длина 480 мм. - 6 штук, длина 410 мм. - 3 штуки,
длина 50 мм. - 3 штуки.
Две длинные парные рейки складываем вместе и между ними, заподлицо от торца,
вклеиваем бруски длинной 50 мм. . Так же склеиваем и две другие "вилки".
Внутренние выдвижные бруски вставляем внутрь вилки, заподлицо с открытым
торцом и сверлим сквозное отверстие под ось. Для осей я взял мебельные
стяжки, болт диаметром 6 мм. и длиной 55-60 мм. .
При переноске ножки фиксируются к днищу на липучках.
Отверстие для болта 6-6,3 мм. сверлил отступив от торца 50 мм. .
Вставил ось, а с другой стороны затянул гайкой. Ну не совсем гайкой,
подобрал по резьбе футорки, вклеил их в деревянные ручки для удобства
и закрутил.
Кроме этого, просверлил еще сквозное отверстие 4 мм. , отступив от торца 20 мм.
в закрытом положении. Затем раскрыл ножки и досверлил в открытом положении.
Эти отверстия для фиксации ножек в открытом и закрытом положении.
Из стальной проволоки отрезал три стержня с петлей на конце, они и
вставляются в фиксирующие гнезда.
Но например на старом этюднике фиксаторов нет, ножки раскладываются
и просто затягиваются винтом оси. Хотя с фиксатором все таки надежнее.
Крепятся ножки к корпусу на прочные форточные петли. Длина и ширина петли
соответственно сечению торцов ножек. Верхние торцы ножек отпиливаются
под нужным углом. Дело в том что петли разные и угол запила может отличаться.
Например на новом этюднике торцы прямые, под углом 90* и нормально
открываются. А на старом петли более плоские и пришлось торцы
запилить под углом 84-85 мм. , чтобы ножки были устойчивыми.
Высота ножек получается 790 мм. , общая высота этюдника на ножках 860 мм. .
В следующей статье будем делать деревянный камин, точнее электрокамин
оформленный порталом из массива, с фрагментами резьбы и профильным
карнизом, скоро.
Компактность этюдника в походных условиях, порой очень важна. Представьте, что Вы идёте на этюды, а у Вас на плечах 10 килограммов только в одном этюднике! Поэтому, малый вес и размер бывают очень важны на пленэре. Размер этюдов, также может быть разным от очень малого до среднего. Для живописи на холсте или картоне с небольшим размером (10Х15 см. или 15Х21 см.) я пользуюсь маленьким этюдником, о котором и хочу рассказать.
Этот этюдник изготовлен из фанеры и сосновых реек. Дополнительно он укреплён дюралевым уголком. Поверхность древесины тонирована под тёмное дерево и покрыта лаком.
Размер такого мини-этюдника составляет всего лишь 23 см!
Как видно на фотографии, размер этюдника сопоставим с размер обычного простого карандаша. Поэтому я его назвал «карманным этюдником», хотя, конечно, в кармане он не поместится.
Пространства внутри достаточно, чтобы там поместить несколько тюбиков краски, кисти, маслёнку и т. д.
Палитра закрывает нижние «отсеки», что не позволяет принадлежностям выпасть. Верхняя дощечка предназначена для крепежа на ней картона, на котором и будет писаться будущий эдюд. Как видно на фотографии, размещать её можно как горизонтально, так и вертикально. Она достаточно устойчиво держится в любом положении.
Зафиксированная фанерка вверху и палитра внизу не смогут соприкасаться в процессе транспортировки. Расстояние между ними в закрытом положении этюдника около 5 мм. Таким образом, будущая живопись и краски на палитре не слипнутся и Ваше произведение будет надёжно защищено.
Фиксаторы можно выточить из любого дюралевого или алюминиевого профиля. Чтобы он не мешал створкам этюдника закрываться, необходимо выточить стамеской углубление в деревянном бортике.
Фиксирование будущего этюда внизу осуществляется посредством пластиковой направляющей рейки, которая используется в производстве мебели. Также можно просто вбить металлические пластины, которые не позволят этюду соскочить.
Фиксатор палитры полностью идентичен фиксатору этюдов сверху.
Поскольку внизу под палитрой нет никаких отделений, то ей не на что опереться. Поэтому необходимо вбить в деревянный бортик этюдника две металлические пластины внизу и одну вверху. Это обеспечит устойчивое расположение палитры внутри этюдника. Она не будет проваливаться и «играть».
Ограничитель для верхней створки этюдника я вытачивал также из дюралевого уголка. Его назначение заключается в регулировании наклона крышки этюдника и её фиксации в одном положении.
Два отверстия на конце обеспечивают два положения крышки: «повыше» и «пониже».
Поскольку длина ограничителя значительная, он может мешаться в сложенном состоянии. Поэтому я сделал его из двух частей, соединив болтом.
Ограничитель складывается и не мешает этюднику закрываться.
Теперь о ремне. Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что он закреплён не вверху этюдника, а внизу. «Как же он не переворачивается при ношении на плече?» — спросите Вы. Дело в том, что этот ремень в первую очередь предназначен для того, чтобы держать этюдник перед собой во время работы. На последней иллюстрации я нарисовал набросок, где изображено то, как этот этюдник может держать художник на пленэре. Но такое необычное расположение ремня, также позволяет и носить этот этюдник. Просто он будет находиться «вверх ногами», что совершенно не страшно. Ведь, все принадлежности внутри, надёжно закрыты, а замок-защёлка не позволит этюднику случайно раскрыться.
Крепление ремня сделано из обычной жести и металлических колец. Единственный нюанс заключается в том, чтобы это крепление было подвижным и могло вращаться. Ведь, в зависимости от положения — «в работе» или «на плече» — ремень должен располагаться под разным углом.
Примерно так, художник будет держать этюдник во время работы.
Замок-защёлка сделан из тонкой, сталистой металлической пластины. Во время закрытия этюдника, такой замок захлопывается сам. Вам ничего крутить не придётся. Это, кстати, очень удобно. Ну, а чтобы открыть этюдник, понятно, что нужно просто отогнуть эту защёлку, которая благодаря своей упругости вернётся в прежнее положение самостоятельно.
Вот такой он, компактный «карманный» мини-этюдник.
Успеха Вам в работе над этюдами и изготовлении этого мини-этюдника!
Ящик - этюдник Для тех, кто увлекается живописью, предлагаем построить ящик-этюдник, домашний и походный мольберты и этюдник-мольберт на телескопических ножках.
Этот этюдник прост по конструкции и несложен в изготовлении. С ним можно ходить на этюды, писать с натуры, сидя на земле или на раскладном стуле. На рисунке 1 видно его устройство. Этюдник состоит из ящика, в отделениях которого расположены материалы для живописи: краски, флакон с растворителем (маслом или скипидаром), масленка, кисти, кож, тряпка и т. п. Сверху ящик накрывается палитрой. На палитру выкладываются краски. Перед тем, как сделать мазок на будущей картине, их смешивают или разбавляют скипидаром. С одной стороны палитра вставляется под гвоздики (или полоски), вбитые в боковую стенку ящика (со стороны петель), а с другой — запирается металлической пластиной. Это необходима для того, чтобы краски, расположенные на палитре, не попали на этюд, располагающийся на этюдной доске в крышке этюдника, между палитрой и этюдной доской таким образом создается соответствующее расстояние. Этюдная доска вставляется в пазы крышки этюдника, запирается поворотной планкой. Откидывая ее, можно снять этюд и вставить обратно в пазы крышки. Металлический фиксатор устанавливает нужное для работы положение крышки, ее наклон. Расстояние между петлями зтюдника и осью вращения фиксатора должно быть больше половины длины фиксатора, иначе он не будет удерживать крышку. Длина фиксатора легло определяется опытным путем. Для этого его делают сначала из бумаги и определяют положение на этюднике, а затем уже вырезают из металлической пластины. По бокам этюдника расположены металлические ушки. Через них продергивается обыкновенный ремень, на котором косят этюдник в руке или на плече. МОЛЬБЕРТ ДЛЯ РАБОТЫ ДОМА, (см. рис. 2). Он собирается из двух брусков, связанных между собой сверху шипом, а в середине перекладиной, и одного опорного бруска, расположенного сзади. Передние бруски и опорный брусок соединены петлей и могут складываться. На брусках-ножках просверлены отверстия, в которые вставляются штырьки для крепления доски-полки. ПОХОДНЫЙ МОЛЬБЕРТ. Эта простая вещь нужна для работы в походе. Посмотрите на рисунок 3. Мольберт этот собирается из трех палок, скрепленных вверху ремнем. В нем, так же как на передних стойках домашнего мольберта, сделайте отверстия и штырьки из гвоздей или палочек для установки этюда. МОЛЬБЕРТ-ЭТЮДНИК. Юные художники, уже имеющие некоторый опыт в столярном и слесарном ремесле, наверняка захотят сделать себе настоящий мольберт-этюдник (см. рис. 4). Им можно пользоваться дома и на улице, он удобен в переноске и не требует много места при хранении. Основные детали мольберта-этюдника — ящик с металлическим дном, крышка с этюдной доской, фиксаторы и складные ножки.
На крышке располагаются подвижные держатели (проволока 4— 5 мм), поддерживающие эскиз большого формата. Эти же держатели служат запором для крышки и ящика. Изготовление мольберта начните с крышки (1) и ящика (2). Они должны быть сделаны из прочного материала, боковые доски соединены шипами и склеены. Стенки ящика имеют снизу паз для крепления выгнутого из листового металла дна ящика (3 и 4). На рисунке показано, как расположено это дно и как око прибивается к стенкам ящика (5). Телескопические ножки (А и Б) закреплены шарнирно на осях (6). Собираются они из двух частей (7, А и В). Полая половина ножки (А) делается из листового металла или из двух уголков и запаивается по шву. В верхнюю часть ножки забивается деревянная вставка с отверстием для втулки. Выдвижная нижняя часть ножки (Б) тоже металлическая. Она полностью заполняется деревянной вставкой. Внутри полой ножки вставляется пружина (Д), удерживающая ножку в ящике. Фиксируются обе половинки ножки барашком (В). Для прочности конец ножки (А) (там, где расположен барашек) укреплен железной полоской. В металлической накладке (Г), расположенной сбоку но ни, просверливается отверстие, в которое ввинчивается небольшой болтик для фиксатора. На рисунке показано, как располагается ножка (В) в полости дна этюдника (8). Для прочности этого соединения туда вставляется выгнутый из металлической полоски кронштейн (А), через который пропущена ось ножки (Б). На этом же рисунке видно расположение фиксатора (Г) и запирающего устройства (Д). Фиксатор крышки этюдника (10, А), так же как в первом этюднике, рассчитывается опытным путем и делается сначала из бумаги. Проволочные держатели (Б и Д) изготовляются из толстой проволоки. Загнутый конец проволоки должен входить в отверстия на передней боковой стенке ящика и запирать крышку и ящик. На крышке держатель фиксируется маленьким тройничном (Е), спаянным из отрезков тонкой трубочки. В одной трубочке нарезается резьба для барашка. Этюдная доска (В) выпиливается из фанеры. Сбоку к ней приклеиваются бортики из дерева, чтобы сырой этюд не прилипал к стенке крышки. С. ПИВОВАРОВ Рис. автора. Журнал Юный техник.