Бюджетное устройство и бюджетная классификация. Бюджетное устройство и его типы Какие характеристики включает в себя бюджетное устройство
Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы и страны в целом, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.
Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы, определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета.
В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
По форме государственного устройства страны делятся на унитарные и сложные. Унитарное государство - это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Сложное государство представляет собой союз государств или объединение относительно самостоятельных территориальных формирований. Оно может существовать как федерация, конфедерация, империя (Россия, США, Германия, Индия, Япония и др.).
Так как Республика Беларусь является унитарным государством и унитарная форма является наиболее распространенной формой современных государств, рассмотрим ее более подробно.
Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:
- 1) в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: а) государственного бюджета, б) местных бюджетов;
- 2) административно-территориальные формирования не обладают суверенитетом и имеют ограниченные права в области бюджетного процесса. Они вправе принимать собственные нормативные акты при условии их соответствия нормам, принятым центральными органами власти;
- 3) жесткая зависимость связывает бюджеты территорий с центральным бюджетом. Это проявляется в том, что распределение доходов и расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной властью и регламентируются конституцией и законами государства. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы;
- 4) действует единая для государства система контрольных органов. Степень подконтрольности бюджетов регионов зависит от уровня централизации бюджетной системы.
Для характеристики бюджетного устройства любого государства необходимо проанализировать его составляющие:
бюджетная система;
бюджетное право;
бюджетный процесс;
бюджетное регулирование.
Главное местом в бюджетном устройстве занимает бюджетная система.
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны.
Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, так как во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.
Несмотря на большие различия, бюджетные системы современных государств строятся на общепризнанных принципах: единства бюджетной системы, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой экономической (финансовые ресурсы бюджетов всех уровней формируются в основном за счет поступлений из сферы материального производства) и политической (единство политики на всех уровнях власти в республике) основой.
Принцип самостоятельности предполагает право органов власти всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Каждый орган власти самостоятельно разрабатывает, утверждает и исполняет свой бюджет.
Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованными соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступлений доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий.
Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений о соответствующем местном бюджете на очередной финансовой (бюджетный) год.
Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих бюджетную систему государства, компетенции центральных и местных органов власти по составлению бюджета, распределению доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также порядок утверждения и исполнения бюджетов.
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, которые возникают в процессе бюджетной деятельности, в том числе в процессе функционирования и развития бюджетной системы. Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями их представительства.
Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов за предыдущие периоды (год).
Бюджетный процесс охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности. Составление проекта бюджета является первой стадией и обычно входит в компетенцию Минфина. Далее проект направляется в парламент, где он рассматривается и утверждается. После того, как проект был утвержден и подписан президентом, он приобретает силу закона. Стадия исполнения бюджета получила название «бюджетный год», продолжительность которого двенадцать месяцев. Исполнение бюджета, как правило, находится в компетенции Министерства финансов. На этой стадии происходит кассовое исполнение бюджета. По окончании финансового года начинается последний этап - составление отчета об исполнение бюджета и утверждение его парламентом.
Бюджетное регулирование - перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
Высокий уровень изъятия денежных средств приводит к снижению экономической активности, а низкий - сокращает бюджетные доходы и снижает возможность государственного регулирования. Поэтому определение разумных границ бюджетного перераспределения является одной из важных задач бюджетной политики.
Основным звеном бюджетной системы любой страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет - совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты (местные бюджеты), которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.
Консолидированный бюджет -- это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.
Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государства. При помощи государственного бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы совершенствовании стоимостных, общеэкономических, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.
Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране. Вместе с тем, можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике.
Так, доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования, возможности прогнозирования перспективы развития.
В расходной части бюджета планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Бюджет финансирует в основном важные государственные программы (экологические, инвестиционные и т.п.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку малому бизнесу и др. Существенное место в бюджете занимают военные расходы и содержание правоохранительных органов, расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения. С бюджета направляются средства и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни населения.
Таким образом, бюджетное устройство и зависит от формы государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и некоторых других особенностей конкретного государства. Унитарная форма является наиболее распространенной формой современных государств. Бюджетное устройство таких государств включает в себя такие понятия как: бюджетная система и принципы ее построения, бюджетное право, бюджетный процесс, бюджетное регулирование, а также определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы.
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
- структурное отображение бюджетной системы в виде правил и форм построения и организации бюджетов, а также межбюджетных отношений.
Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .
Смотреть что такое "БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО" в других словарях:
По бюджетному законодательству РФ организациябюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и са мостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему … Финансовый словарь
Юридический словарь
Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы … Энциклопедия права
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организационно правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РСФСР основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. Закон РСФСР от 10.10 … Словарь юридических понятий
Определяется государственным устройством и включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства строится в соответствии с государственным и административно … Энциклопедия юриста
бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения … Большой юридический словарь
Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы бюджетной системы РФ. Б.у. РФ определяется в соответствии с разд. I ч. 2 БКРФ* … Большой юридический словарь
Бюджетное устройство - организационные принципы и структура построения бюджетной системы … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Бюджетное устройство - это регламентируемая нормами права система принципов построения бюджетной системы … Большой юридический словарь
Книги
- Бюджетное устройство России: Монография , Пешкова Х.В.. В монографии рассматриваются теоретико-правовые вопросы содержания финансово-правовой категории «бюджетное устройство государства», обосновывается ее понимание как юридической конструкции…
- Бюджетное устройство Российской Федерации Теория и практика Монография , Сабитова Н.. Монография посвящена актуальным проблемам бюджетного устройства Российской Федерации, которое развивается с 1991 года в рамках федеративного государства. Рассмотрена эволюция бюджетного…
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- – состав бюджетного устройства Российской Федерации;
- – структуру бюджетной системы Российской Федерации;
- – определение бюджета;
уметь
- – охарактеризовать принципы бюджетной системы Российской Федерации;
- – различать состав консолидированных бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных районов;
владеть навыками
– оперирования основными понятиями бюджетного процесса в Российской Федерации.
Форма территориально-политического устройства страны (унитарная или федеративная) является определяющим фактором при построении бюджетной системы государства. Федеративный тип государственного устройства предопределил трехуровневую структуру бюджетной системы РФ. В данной главе рассмотрены основы бюджетного устройства РФ, последовательно рассмотрены уровни бюджетной системы РФ, приведены основные показатели федерального бюджета за период с 2010 по 2015 гг. Обозначены последние новации бюджетного процесса, в частности, внедрение в основу бюджетного планирования принципа "скользящей трехлетки". В главе также определен состав бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, приведены их некоторые особенности. Раскрыты принципы бюджетной системы РФ в соответствии с новым бюджетным законодательством.
Ключевые понятия
Бюджетная система РФ, уровни бюджетной системы, консолидированный бюджет, бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды, принципы бюджетной системы РФ
Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетное устройство РФ определяется исходя из положений БК. Так, в состав бюджетного устройства РФ входят: 1) бюджетная система РФ; 2) бюджетная классификация РФ; 3) принципы бюджетной системы РФ.
Структура бюджетной системы государства во многом определяется типом его государственного устройства.
Исторически сложились две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство представляет собой единое целое, составные части которого не обладают политической самостоятельностью. Для унитарного государства характерна единая централизованная правовая и политическая организация, действующая на всей территории страны. Унитарная модель территориального устройства получила наибольшее распространение в современном мире (Великобритания, Италия, Япония, Франция и др.). Бюджетная система в унитарном государстве включает только два уровня: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
Федеративное государство – более сложное, чем унитарное, потому как составные части такого государства, именуемые субъектами федерации, обладают определенной политической и экономической самостоятельностью. На территории отдельных субъектов, таких как республики, действуют свои собственные конституции. Наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют аналогичные органы государственной власти субъектов федерации. Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном государственном устройстве является разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Отсюда же возникает сложность во взаимоотношениях федерации со своими субъектами. Федеративная форма государственного устройства присуща наиболее крупным государствам, таким как: Австралия, Германия, Индия, Канада, США и др. В федеративном государстве и бюджетная система более сложная, она состоит из трех уровней: 1) государственный (федеральный) бюджет; 2) бюджеты членов федерации (штатов – в США, провинций – в Канаде); 3) местные бюджеты.
Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция смешения характеристик различных государственных устройств и соответственно бюджетных систем, т.е. характеристики, присущие, например, унитарному государству, можно наблюдать в федеративном государстве, и наоборот.
Федеративное устройство России закреплено в Конституции РФ. Таким образом, федеративный тип государственного устройства предопределил трехуровневую структуру бюджетной системы РФ.
Согласно Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Рис. 4.1.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые равноправны между собой.
В составе бюджетов бюджетной системы РФ (без учета государственных внебюджетных фондов) находятся: федеральный бюджет, 22 бюджета республик, девять бюджетов краев, 46 бюджетов областей, три бюджета городов федерального значения, один бюджет автономной области, четыре бюджета автономных округов, а также около 23 тыс. местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).
Вплоть до 2005 г. в БК и НК не существовало разделения местных бюджетов на территориальные и поселенческие. О необходимости внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство с целью упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ было заявлено в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584.
До 1995 г. существовало три уровня административно-территориального деления и, соответственно, три уровня бюджетной системы субъектов РФ: 1) региональный (субъектов РФ); 2) районов и городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения; 3) городов районного значения, поселков, сельских администраций, районов в городах.
Принятый в 1995 г. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускал различные трактовки функций и предметов ведения местного самоуправления, не содержал четких критериев их отделения от государственных функций и не устанавливал четкого разграничения полномочий, в том числе налогово-бюджетных, между муниципальными образованиями разных типов и территориальных уровней. Возникла ситуация, в которой возможность разграничения этих полномочий законами субъектов РФ сдерживалась неопределенностью норм о территориальных основах местного самоуправления.
В результате в большинстве субъектов РФ муниципальные образования и местные бюджеты были сформированы на уровне бывших городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения и административных районов. Территориальные единицы более низкого уровня (бывшие города районного значения, поселки, сельсоветы), ранее имевшие свои бюджеты, были переведены на сметное финансирование. В отдельных субъектах РФ муниципальные образования и местные бюджеты были созданы на уровне городов, поселков, сельских администраций, в ряде субъектов РФ формально появились два уровня муниципальных образований, при этом реально бюджетный процесс осуществляется только на уровне районов.
Таким образом, фактически в Российской Федерации на местном уровне по-прежнему существовало два административных уровня, на которых осуществлялось управление общественными финансами. Однако БК и НК регулировали только один уровень местных бюджетов (налогов) и налогово-бюджетных полномочий, не разделяя муниципальные образования на территориальные и поселенческие. Это повлекло за собой целый ряд существенных недостатков, которые блокировали развитие и бюджетной системы, и местного самоуправления.
В этой связи в БК были внесены соответствующие изменения, которые позволяют формирование в субъектах РФ местных бюджетов разных типов (уровней), была определена сфера их расходных полномочий, отвечающая предметам ведения органов местного самоуправления, введены единые принципы формирования доходов местных бюджетов разных типов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Одновременно в НК были уточнены налоговые полномочия органов местного самоуправления.
БК содержит следующее определение бюджета:
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Главенствующую роль в бюджетном процессе в Российской Федерации занимает федеральный бюджет .
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. При этом использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.
Таблица 4.1. Основные характеристики федерального бюджета на 2010–2015 гг., млрд руб.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.
В связи с реформированием бюджетного процесса, одним из направлений которого был переход к среднесрочному финансовому планированию всех бюджетов бюджетной системы РФ, БК предусмотрено ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на три года (очередной финансовый год и плановый период). Данное нововведение позволяет обеспечить преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики.
Очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом.
Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
В основу бюджетного планирования положен принцип "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Таким образом, с одной стороны, обеспечивается стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.
В условиях нового бюджетного законодательства в Российской Федерации в 2007 г. впервые произошло формирование и утверждение федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов на среднесрочной основе:
- – Федеральный закон от 21.07.2007 № 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
- – Федеральный закон от 21.07.2007 № 183-Φ3 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
- – Федеральный закон от 21.07.2007 № 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
- – Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Внедрение среднесрочного бюджетирования является несомненно положительным фактором для бюджетной системы РФ. Вместе с тем переход к трехлетним бюджетам ставит задачу повышения качества финансового планирования и прогнозирования для органов государственной власти, ответственных за их подготовку.
Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы РФ являются бюджеты субъектов РФ .
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. При этом использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.
БК органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право выбора между утверждением бюджета субъекта РФ на три года либо на очередной финансовый год.
В случае, если проект бюджета субъекта РФ составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ.
Третий уровень бюджетной системы РФ представляют местные бюджеты .
В Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. При этом использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Органам местного самоуправления также предоставлено право выбора между утверждением бюджета на три года или на очередной финансовый год. При этом в случае, если проект бюджета муниципального района (проект бюджета городского округа) составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального района (городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального района (городского округа).
Аналогичная мера предусмотрена и для бюджетов поселений. В случае, если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа поселения могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана поселения.
В состав бюджетной системы РФ входят также бюджеты государственных внебюджетных фондов , предназначенные в соответствии со ст. 13 БК, как и федеральный бюджет, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
При этом расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Средства бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
БК определен состав бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также порядок их составления, представления и утверждения. Так, в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются: 1) бюджет Пенсионного фонда РФ; 2) бюджет Фонда социального страхования РФ; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.
Финансовый год для бюджетов бюджетной системы РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В составе бюджетной системы РФ образовываются консолидированные бюджеты.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Структура консолидированных бюджетов в Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) представлена на рис. 4.2.
Рис. 4.2.
Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ .
Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета РФ представлены на рис. 4.3.
Рис. 4.3.
Из представленной диаграммы следует, что за период с 2007 и 2008 гг. консолидированный бюджет РФ исполнялся со значительным превышением доходов над расходами, в период 2009 и 2010 гг. в условиях финансовой неопределенности тенденция была обратной. Показатели консолидированного бюджета РФ используются финансовыми органами в аналитических целях, в частности, для выявления процентного соотношения между показателями федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ .
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района .
Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке и используются для аналитических целей в качестве информационной базы при разработке бюджетной политики соответствующей территории.
Элементами бюджетного устройства являются:
1) структура бюджетной системы;
2) бюджетная классификация РФ;
3) принципы бюджетной системы РФ.
Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ имеет трехуровневую структуру (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ[К31]):
· 1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· 2 уровень - бюджеты субъектов РФ (областей, краев, республик в составе РФ, автономных округов, автономной области и городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· 3 уровень - местные бюджеты (городские, поселковые, районные в составе городов, бюджеты иных административно-территориальных образований).
Бюджеты нижестоящих уровней не входят в состав вышестоящего бюджета.
Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Он дает полезную информацию для анализа, расчетов и прогнозирования, но формирования такого фонда денежных средств не происходит.
Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета (ст. 18 БК РФ).
Бюджетная классификация включает в себя (согласно ст. 19 БК РФ):
1) классификацию доходов бюджетов;
2) классификацию расходов бюджетов;
3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).
Принципы построения бюджетной системы:
1. Принцип единства бюджетной системы РФ.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней: закрепление доходов и расходов за бюджетами разных уровней; установление полномочий органов государственной власти и муниципальных органов.
3. Принцип самостоятельности бюджетов:
Самостоятельный бюджетный процесс;
Самостоятельное достижение сбалансированности доходов и расходов;
Самостоятельное определение направлений расходования средств;
Запрет на изъятие дополнительных доходов или сэкономленных средств, полученных при эффективном исполнении бюджета;
Запрет на исполнение расходных обязательств за счет бюджетов других уровней.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.
5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджета.
6. Принцип сбалансированности бюджета.
7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.
9. Принцип прозрачности (открытости).
10. Принцип достоверности бюджета.
11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
12. Принцип подведомственности расходов бюджетов.
13. Принцип единой [К32] кассы.
3.3. Состав доходов федерального бюджета РФ
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов. Различают налоговые и неналоговые, а также безвозмездные поступления.
Налоговые доходы бюджета - это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в Налоговом кодексе [К34] РФ (ст. 13, 14, 15), а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами. Налог - это изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного обезличенного платежа, не имеющего конкретного направления расходования. Сбор - это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в самом названии. Существует также понятие пошлины: пошлина - это оплата конкретных действий уполномоченных органов, совершенных в интересах плательщика (государственная пошлина, таможенная пошлина). К этой же группе относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.
Неналоговые доходы:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
Арендная плата от сдачи в аренду этого имущества;
Проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в Центробанке РФ и в кредитных организациях;
Средства от передачи имущества под залог, в доверительное управление;
Плата за пользование бюджетными кредитами;
Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
Часть прибыли товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют РФ, субъекты РФ или муниципальные образования;
Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных образований;
Доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;
Иные доходы.
2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
3. Доходы от платных услуг:
Плата за предоставление информации по Единому государственному реестру налогоплательщиков;
Плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;
Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
Плата за услуги, оказываемые Гохраном России;
Другие платные услуги.
4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия:
Штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;
Штрафы, конфискации и компенсации от применения мер гражданско-правовой ответственности.
5. Иные неналоговые доходы:
Часть прибыли Центрального банка РФ;
Таможенные пошлины, таможенные сборы и т.д.
К безвозмездным поступлениям относятся:
1. Дотации и субсидии из других уровней бюджетной системы.
2. Субвенции.
3. Иные межбюджетные трансферты.
4. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Моментом зачисления доходов в бюджет считается момент совершения Центробанком РФ или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет). Момент уплаты доходов в бюджет - это момент передачи в банк платежного поручения (при наличии достаточного остатка на счете плательщика) или внесения наличными денежной суммы в банк.
В разделе 2 Бюджетного кодекса РФ подробно перечислены доходы каждого уровня бюджетной системы:
1) доходы федерального бюджета (гл. 7);
2) доходы бюджетов субъектов РФ (гл. 8);
3) доходы местных бюджетов (гл. 9).
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2015 год утвержден в сумме 14 564 940 902,0 тыс. руб. и на 2016 год - в сумме 15 905 708 733,0 тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 865 740 тыс. руб.
Похожая информация.
Бюджетное устройство включает в себя три базовых элемента:
- 1) организация бюджетной системы;
- 2) принципы построения бюджетной системы;
- 3) взаимоотношения между звеньями бюджетной системы.
– это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов трех уровней – федерального, регионального и местного.
Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов. На каждом уровне в бюджетной системе функционирует не только бюджет, но и бюджеты внебюджетных фондов. Такое устройство отсылает к советской бюджетной конструкции "матрешечного" типа, когда самостоятельных внебюджетных фондов не существовало (например, Пенсионного фонда), но внутри бюджета, по сути, целевые доходы и расходы условно обособлялись.
Итак, в России функционируют следующие виды бюджетов.
Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ.
Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Местный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Расширенный бюджет – это свод консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов.
На рис. 4.1 представлено строение бюджетной системы России. В бюджетную систему страны входят федеральный бюджет, 21 бюджет республик, 6 бюджетов краев, 49 бюджетов областей, 2 бюджета городов федерального значения, 1 бюджет автономной области. Десять бюджетов автономных округов и 29 тыс. местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).
Рис. 4.1.
Особое место в силу их социальной функции в бюджетной системе занимают местные бюджеты. Будучи самыми многочисленными по количеству, они аккумулируют около 20% объема консолидированного бюджета страны.
В России на начало 2012 г. юридически оформлено 23 118 муниципальных образований: 1821 муниципальный район; 517 городских округов; 236 внутригородских территорий города федерального значения (111 муниципальных образований, городов и поселков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве); 1711 городских поселений; 18 833 сельских поселений.
Местные бюджеты – это самые близкие к нуждам населения публичные фонды. Из бюджетов муниципальных образований финансируется свыше 60% расходов страны на образование, 55 – на здравоохранение, 70 – на социальную защиту населения, 90% – на жилищно-коммунальное хозяйство. В целом доля расходов на социальные цели составляет 60% их совокупных расходов. Этими индикаторами определяется их важное политическое и социальное значение. Социальная роль местных бюджетов будет все более возрастать. Растут возложенные на них социальные мандаты – повышение заработной платы учителям и врачам до среднего по региону уровня, рост социальных пособий и выплат. Сбалансированность местных бюджетов обеспечивается разветвленными межбюджетными отношениями, регулируемыми законом.
Консолидируются бюджеты по следующей схеме:
На рис. 4.2 на примере области показана "сборка" бюджета.
Рис. 4.2.
Перечислим принципы, на которых основывается функционирование всех бюджетов, определенные в Бюджетном кодексе:
- единство бюджетной системы РФ;
- самостоятельность бюджетов;
- разграничение доходов, расходов и источников сбалансированности по уровням бюджетной системы;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
- законность;
- равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
- сбалансированность бюджета;
- результативность и эффективность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- гласность бюджетной деятельности;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств.
Невозможно среди них выделить ведущий принцип. Все они в комплексе отражают многообразие функций бюджета и ответственность государства за построение эффективного общественного финансового хозяйства в интересах членов общества. Тем не менее на разных этапах развития соблюдение некоторых принципов может ослабиться. Внимание к той или иной стороне функционирования бюджетной системы отражается в содержании финансовой политики. Так, в настоящее время на первый план выдвигаются эффективность и прозрачность государственных расходов. Приняты и реализуются государственные программы, способствующие усилению действия этих принципов.
Соблюдение сформулированных принципов обеспечивает консолидацию финансовой мощи государства. Это позволяет бюджетам всех уровней решать следующие задачи:
- аккумуляция государственных средств;
- распределение и перераспределение государственных средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями управления);
- распределение и перераспределение государственных средств по горизонтали между органами управления одного уровня.